Смешить людей — задача сложная. А рассказать о серьёзном смешным языком — ещё сложнее. А сделать это там, где существует цензура, практически невозможно. Тем не менее Георгию Данелии это удавалось, несмотря на то, что жанр лирической комедии, в котором он работал, в определённом смысле можно назвать вершиной киноискусства. И в этом режиссёру не было равных.
Родившись в Тбилиси в семье инженера-строителя, Георгий поначалу пошёл по стопам отца, окончив архитектурный институт. Но чертежи и схемы оказались не тем, что искала его душа. Помог случай — газета, которой прикрылся заснувший на лавочке «алкач», с объявлением о наборе на режиссёрские курсы. Так Данелия оказался в мастерской Калатозова.
Тяга к кино вполне объяснима: его мать работала на «Мосфильме», тётя и двоюродная сестра были актрисами.
Его дебютной режиссёрской работой стал фильм «Серёжа», но настоящая слава пришла с картиной «Я шагаю по Москве». О чём этот фильм? Как отвечал сам Данелия, когда об этом его спросили на худсовете: «О хороших людях». И ведь действительно здесь нет отрицательных героев, глубоких конфликтов: картина посвящена больше городу, а песня из кинофильма стала чуть ли не более популярной, чем он сам.
Георгий Николаевич, имевший опыт актёрской работы, почти в каждом фильме отводил роль и для себя. Часто неприметную, но практически всегда — обязательную. В этой картине он предстал в образе незаметного чистильщика обуви, а в «Джентльменах удачи» — обычного прохожего, который мелькает в сцене встречи Косого с другом детства. Кстати, в этом фильме Данелия не был режиссёром, а скромно назвал свою роль «художественным руководством». Дело в том, что таким образом Георгий Николаевич помогал коллеге Александру Серому, который недавно освободился из мест заключения. Данелия написал сценарий и выбил разрешение на съёмки.
В колоритном «Мимино» Данелия сыграл пилота. Интересным фактом является то, что в фильме, который часто называют полусказкой, многие эпизоды взяты из реальной жизни. В частности, история о привязывании вертолёта к дереву. Данелия был и соавтором сценария, а роль Мимино писал специально под Вахтанга Кикабидзе, своего любимого актёра.
Чтобы обозначить себя в «Осеннем марафоне», Данелия придумал интересный ход: он появляется в образе немецкого диверсанта Отто Скорцени в фильме, который смотрят герои картины.
А вот главного персонажа режиссёр долго найти не мог, несмотря на то, что перепробовал практически всех актёров. Ему неоднократно предлагали кандидатуру Басилашвили, однако Данелия упорно не соглашался, будучи уверенным, что Олег Валерианович — человек властный и уверенный в себе.
Однако помог случай. По воспоминаниям самого режиссёра, он как-то подвёз Басилашвили, высадил его, а сам поехал дальше. Но, посмотрев назад, увидел, как тот растерялся, пытаясь перейти дорогу с интенсивным движением. «Так это же Бузыкин!» — подумал режиссёр. Правда, выяснилось, что Олег Валерианович сыграл эту ситуацию, но так талантливо, что Данелия ему поверил.
Достаточно значимую роль, даже со словами, Георгий Николаевич исполнил в антиутопии «Кин-дза-дза!». Это Абрадокс — руководитель планеты Альфа. Правда, озвучивал его другой актёр — Артём Карапетян. Более того, Данелия и не должен был играть Абрадокса: изначально эта роль предназначалась немецкому артисту Норберту Кухинке, однако по политическим соображениям его участие запретили вышестоящие органы.
Тогда Данелия решил пригласить Сергея Бондарчука или Иннокентия Смоктуновского, но ни один из них не ответил на звонок. Так режиссёр стал Амбрадоксом.
Картины Данелии близки и понятны каждому, и даже с течением времени они не теряют актуальности. А всё потому, что великий режиссёр не зацикливался на сиюминутном, а в каждом своём шедевре говорил о вечном, причём понятным всем языком.
|
Всего комментариев: 0 | |