Его самым ярким воспоминанием из детства стала встреча с немецкими солдатами. Ему было четыре года, когда, зайдя в собственный сарай, он обнаружил там «дойчен зольдатен», которые уплетали суп. Мальчик не испугался, а те пригласили его разделить трапезу с ними. Вкус этого супа он помнит спустя многие годы. А потом прибалтийские актёры удивляются, почему в советское время им доставались роли либо американских миллионеров, либо фашистов.
Однако Юозасу Будрайтису грех жаловаться — в его копилке достаточно положительных ролей.
Был ли это какой-то протест, неизвестно, но учился Юозас в школе плохо, поведение его также оставляло желать лучшего. А вот кружок самодеятельности ему нравился, но это не спасло подростка, когда в школе было принято решение отчислить его из девятого класса.
Так и не доучившись, Будрайтис работал плотником, а затем был призван в ряды Советской армии. Отслужив, он поступает в вуз на юриста, но случай приводит его в совершенно другую профессию.
Случайно он оказывается в картине «Когда сливаются реки», которую совместно снимали Литва, Латвия и Белоруссия. В фильме рассказывается о строительстве ГЭС, а Будрайтису достаётся роль со словами, правда, всего лишь двумя: «Здесь солнце». Юозас хватается за любую работу, чтобы не зависеть от родителей, поэтому предложение режиссёра Жалакявичюса, снимающего фильм «Никто не хотел умирать», он принимает, решив на летних каникулах подзаработать.
Именно съёмки в этой картине приводят Будрайтиса к мысли о том, чтобы забросить юриспруденцию, но с горем пополам он всё же оканчивает учёбу, параллельно снимаясь сначала у Владимира Басова в роли Дитриха в культовом фильме «Щит и меч», затем у чешского режиссёра Яна Шмидта в «Колонии Ланфиер».
На режиссёрских курсах Юозас познакомился с Йонасом Вайтксом, который предложил молодому человеку попробовать себя в театре. Этой работе Будрайтис посвятил шесть лет, за которые успел побывать в образах вождя мирового пролетариата, «кровавого» английского монарха Ричарда III, тирана Калигулы...
Но, по собственному признанию артиста, сцена противоречит его природе. «То, что я могу сыграть глазами перед кинообъективом, в театре никого не волнует. Там важен жест, действие, интонация, а я двигаюсь по сцене, как робот. К тому же не участвую в склоках, пересудах, без которых не живёт ни один театр. Мне стало страшно скучно, и я ушёл», — рассказывает об этом периоде актёр.
А однажды Будрайтиса приглашал в свою картину сам Антониони! Он позвонил артисту в Вильнюс, но Юозас ответил, что приглашение нужно оформлять официальным запросом. И итальянский режиссёр действительно прислал необходимую бумагу, но ему так же официально ответили, что актёр Будрайтис «очень занят и в Рим прилететь не может». А ленту эту Антониони в итоге так и не снял…
Сейчас Юозас иногда снимается в кино и сериалах, много читает и бродит по улицам с фотоаппаратом. Это увлечение он приобрёл ещё на съёмках картины «Щит и меч» и не оставил до сих пор. Однако самое ценное в жизни, по мнению артиста, — это семья, и ей он уделяет всё свободное время.
![]() | |
Всего комментариев: 0 | |