Уильям Теккерей: новатор, оценённый потомками

Уильям Теккерей: новатор, оценённый потомками

Сегодня Уильяма Теккерея называют мастером социальной сатиры. Он был современником Диккенса, однако творчество Теккерея принято сопоставлять не со знаменитым земляком, а с не менее известным французом — Стендалем, произведения которого также были оценены лишь следующими поколениями. Кроме того, достаточно много общего у Теккерея и с Флобером: оба литератора первыми в своих странах предложили читателям самостоятельно разбираться в озвученных проблемах, отрекшись от роли всезнающего автора.

Будущий классик английской литературы на свет появился в Индии, где его отец занимал неплохую должность. Когда мальчику исполнилось пять, глава семейства внезапно скончался. Мать долго не грустила и повторно вышла замуж за старого знакомого, который усыновил Уильяма. Правда, вместе они прожили недолго: через год отчим отправил пасынка на учёбу в Англию.

Шестилетний Теккерей поступил в престижную аристократическую школу, где педагоги обнаружили его дар рисовать. Это занятие нравилось и самому Уильяму, так что всё свободное время он посвящал ему.

Но профессию Уильяму следовало получить солидную, поэтому по настоянию родителей по окончании школы он поступил Кембриджский университет на юридическое отделение. Однако право его мало занимало, гораздо интереснее было с другими студентами выпускать свой журнал, который получил символическое для последующего творчества Теккерея название — «Сноб». С него-то и начались пробы пера Уильяма, ещё не осознавшего себя писателем: поэма «Тимбукту», написанная для журнала, свидетельствовала о незаурядном литературном и сатирическом таланте Теккерея. Однако пока что своё чувство юмора он проявлял в карикатурах.

Немудрено, что вскоре ему наскучила юриспруденция, и Теккерей бросил университет, отправившись в путешествие по Европе. В Германии он повстречался с Гёте, а во Франции брал уроки живописи, но тяжёлое материальное положение вынудило молодого человека вернуться в Англию.

Здесь случай его свёл с Чарльзом Диккенсом, который подыскивал художника для иллюстрирования своих произведений. Их сотрудничество не сложилось, но встреча с писателем натолкнула Теккерея на мысль попробовать себя в литературе.

В это время его отчим занялся издательской деятельностью, открыв газету «Знамя нации»: в ней-то Уильям и начал оттачивать своё перо, приобретая опыт. Затем была и другая периодика, а свои сатирические материалы Теккерей сопровождал своими же карикатурами.

Журналистика приносила неплохой доход, и Теккерей решил, что, возможно, литература тоже может стать заработком. Поначалу он под псевдонимами публиковал очерки, а чтобы сэкономить, практически все свои книги иллюстрировал сам.

Первым значительным произведением Теккерея стал детектив «Кэтрин», затем был написан исторический роман «Карьера Барри Линдона». Но несмотря на увлекательные сюжеты и острый юмор, романы не принесли писателю желаемого успеха. С этим справилась лишь «Книга снобов», которая была опубликована в журнале «Панч». Ещё со студенческих времён Теккерей считал снобизм одним самых страшных пороков современного ему английского общества и боролся с ним как мог — словом и сатирой.

Материальный же достаток принесла писателю «Ярмарка тщеславия». Теккерей сильно сомневался в успехе произведения, а потому писал его, можно сказать, «по блокам», группируя вокруг нескольких персонажей события: таким образом роман можно было растянуть или, наоборот, побыстрее закончить. Всё зависело от восприятия читателей.

Успех, безусловно, пришёл к Теккерею, однако в полной мере его новаторский роман оценили лишь последующие поколения, и сегодня «Ярмарка тщеславия» — классика не только английской, но и мировой литературы.

Поселившись в собственном доме вблизи от Лондона, Уильям почти что перестал появляться в городе, всё время посвящая литературному труду. Но в кабинете ему работалось неважно, поэтому частенько его встречали в местном пабе, где он сочинял очередную книгу.

Со стабильностью раз в два года выходили его романы, но в них чувствовалась нарастающая грусть. Скорее всего, это было связано с его безответной влюблённостью с жену приятеля. И его предпоследний роман «Ньюкомы» многие восприняли как исповедь. Возможно, так оно и было в действительности, ведь, умирая, Теккерей успел предупредить дочерей: «Никаких биографий!» — вероятно, считая, что он всё сказал в своих произведениях...

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети