Люди и судьбы в зеркале творчества Нины Лето

Люди и судьбы в зеркале творчества Нины Лето

Почему героями современных книг чаще всего становятся полицейские, военные или бизнесмены? Не потому ли, что первые и вторые особенно ярко смотрятся в динамичных экшнах, чаще всего оторванных от реальности, а третьи являются мечтой для всевозможных красоток, грезящих о богатой жизни? Но не пора ли положить конец стереотипам и поговорить на страницах книг о людях других важных и нужных профессий, например о врачах?

Наша современница Нина Лето (Романова) в сборник «Повести в Белых Халатах» включила пять романов: «Узистка», «Терапевт», «Парашюты и парашютисты», «Главный врач», «КардиоДрама оптимистки». Все они о докторах, их жизни, истории медицины, проблемах здравоохранения. А в последней повести писательница рассказывает, как именно происходит процесс творчества, почему именно медики часто становятся писателями и какие эмоции испытывает автор, создавая литературное произведение.

«С момента выхода первых книг мне всё чаще стали задавать вопрос о том, почему и как я стала писать, откуда приходят темы, как рождается история, — рассказала Нина корреспонденту пресс-службы издательства “Союз писателей”. — И мне показалось, что это тоже очень интересный процесс, о котором стоит поведать читателю. Ведь не секрет, что многие врачи берутся за перо и начинают писать именно о своей профессии и коллегах. Так родилась идея повести «КардиоДрама оптимистки», в которой шаг за шагом я рассказала о рождении произведения — от первой витающей в нематериальном пространстве идеи до точки в конце последнего предложения. Но основные герои остались прежними — люди в белых халатах — герои всей моей жизни».

По личному признанию автора, персонажами, вокруг которой вертятся все взаимосвязанные сюжеты, стали её близкие друзья, чьи имена, конечно же, изменены. Её произведения воспевают их отвагу, которая присуща не только крутым мужикам из зрелищных боевиков, спасающим мир вместо завтрака, обеда и ужина. Она рассказала о жертвенности, ответственности, силе духа и одновременно о чуткости, ранимости людей, к которым все мы приходим рано или поздно со своими проблемами. И они помогают, не задавая вопросов, оставив в стороне всё личное, заперев глубоко в сердце свою собственную боль. Но это не значит, что их душа не обливается кровью. Что их мысли спокойны, а отношение к себе, миру, пациенту философское или, тем паче, равнодушное, как любят кричать те, кто не понимает, каково это, быть врачом днём и ночью, на работе и на отдыхе… всегда. Претворяя эту идею в книги, Нина Лето (Романова) сумела нарисовать очень яркие и живые образы.

«Так я создала историю Марка Тёткина, потерявшего любимую женщину, хотя, как многие друзья-коллеги, считавшего: “Ну, хоть в чём-то у нас преимущество перед другими смертными…  Мы с Господом трудимся на одной ниве, спасая тех, кого он не уберёг. Своих-то должны спасти по-любому!..”

Так появилась история Кунцевой, отдавшей всю жизнь медицине, но оказавшейся беспомощной перед болезнью самого близкого человека. Оглядываясь на жизнь, прожитую на дежурствах, операциях, героиня приходит к открытию: “Мы с вами постоянно спасаем чужие жизни, а мне вдруг стало пугающе ясно, что нужно спасать свою”».

Ни один образ не был взят с потолка. Каждый герой — отражение реального человека. На это писательница отдельно обращает внимание:

«Из главных действующих лиц лишь один полностью вымышленный герой — это Сергей Сиротин. Почему — догадайтесь сами, — улыбается писательница. — Кунцева, Карасева и её муж, Костина, Тёткин, Антонов — это мои близкие друзья, с которых я списывала характеры, отправляла их в путешествие по придуманным мною историям и старалась представить, как бы они повели себя в той или иной ситуации».

В некоторых женских персонажах можно узнать саму Нину:

«Нина Лето, которая появляется уже в первой книге и остаётся в сюжете вплоть до последней, присутствуя в качестве главной или второстепенной героини, сначала была моей неполной тёзкой. Я полностью отождествила себя именно с ней при написании «КардиоДрамы оптимистки», — признается писательница. — Несколько сложнее оказалось с главными героинями в повести «Парашюты и парашютисты», ведь обе они — и Саша, и Тася — мои половинки. Здесь я намеренно отступила от рассказа о врачах и сделала акцент на скайдайверах, которые стали большой, яркой и запоминающейся частью моей жизни. Героиня Саша Лужина помогла мне поведать о первых ощущениях и впечатлениях в парашютном спорте. Тася дала возможность раскрыть мир уже бывалых спортсменов, их побед и трагических поражений, рассказать о моём головокружительном, хоть и коротком браке, незабываемом участии в создании совершенно нового направления в спорте — бейсджампинге, и обе подруги вместе позволили увести читателя в ещё один совершенно фантастический мир — мир гор, которые так же бескрайни, как небо».

На страницах повестей Нина Лето (Романова) не только поселила друзей и раскрыла с помощью героев свою душу, создав несколько автобиографичных образов. Она поделилась личными романтическими переживаниями, подарив читателю немало эмоций:

«Образ Малакова я списала со своего мужа. В момент написания “Узистки”, когда между ним и главной героиней разворачиваются романтические отношения, мы ещё не были женаты и, как и герои повести, не могли решиться сделать важный шаг — навстречу друг другу или в разные стороны. Для образа Захара я взяла от моего мужа внешность, профессию хирурга, твёрдость характера и прямолинейность во всём. К моменту окончания повести я оставила перед Ниной открытую дверь в будущее: “Мне казалось, что я сделала очень важный шаг — приняла решение, расставив правильные приоритеты в жизни. Я видела совершенно отчётливую картинку: Димка, Я, Солнце, Работа и распахнутая для новых приключений дверь. Жизнь прекрасна, и всё ещё только начинается!” Потом можно было вернуть Захара и продолжить эту романтическую линию, ведь “Главного врача” я писала уже будучи замужем за моим “Малаковым”, но захотелось подарить героине её собственную любовь, не похожую на мою».

Вот так книжные образы, которые для многих становятся отражением из собственного «я», рождаются из жизни писателя, работавшего над их созданием. Ничто не появляется из пустоты. У всего есть некая основа. Таков закон физики. И литература — это зеркало жизни. Так почему нужно наполнять её каноничными персонажами, столь часто встречаемыми и так похожими друг на друга, что узнать в них живых людей становится невозможно? Пришло время расширить границы и побеседовать о ком-то ещё, помимо типовых супергероев. Ведь героизм есть не только в комиксах, но и в действительности. Просто проявляется он далеко не всегда в махании мечом, меткой стрельбе или готовности первым войти в пещеру со львом. Это своим творчеством доказала Нина Лето (Романова).

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети