Добро пожаловать на литературный портал Регистрация Вход

Меню сайта

Стань партнером

Мольер: человек-театр

28 июня 1644 года никому неизвестный актёр бродячей труппы Жан Батист Поклен впервые выступил на сцене под псевдонимом Мольер.

На протяжении нескольких веков предки Жана Батиста ремесленничали, занимаясь обоями и драпировками. Отец будущего драматурга добился на этой ниве значительных высот: он стал не только придворным обойщиком, но и камердинером Людовика XIII.

Поклен-старший очень рассчитывал, что сын достойно продолжит его дело, а может даже выберет и более уважаемую профессию. Поэтому к образованию Жана Батиста подошёл весьма ответственно: определил мальчика в престижный коллеж, где помимо прочих предметов изучали и латынь. Это в дальнейшем пригодилось Мольеру — римских авторов он запросто мог читать в оригинале. Поговаривают, что некоторые произведения он даже переводил на французский.

Окончив коллеж и сдав экзамены, Поклен-младший получил степень лиценциата права, которая открывала перед ним возможности адвокатской карьеры. Тем не менее сам Жан Батист ни о юриспруденции, ни тем более об обоях даже не думал. Он мечтал о сцене и профессии актёра: его манил театр и прельщали трагические роли.

Поэтому, воспользовавшись своей частью наследства покойной матери, Поклен 30 июня 1643 года зарегистрировал у нотариуса собственный маленький театр, которому дал название «Блистательный». Правда, блистать там особо было некому — труппа состояла всего из десяти человек, да и репертуар был неинтересен. Поэтому конкурировать с большими и опытными столичными труппами «Блистательный театр» был не в состоянии.

Единственный выход, который нашёл Жан Батист, — выступления в провинции. Вместе с остатками своей труппы он присоединился к бродячим комедиантам. И дабы не позорить фамилию отца, так как актёрство считалось низкой профессией, взял себе псевдоним Мольер.

Спустя год он уже возглавлял труппу, которая в течение 13 лет разъезжала по провинциальным городам. И так нелёгкая жизнь осложнялась ещё и Фрондой — гражданской войной — а также конкуренцией множества других таких же бродячих трупп.

Но эти тяготы и лишения не уменьшили любовь Мольера к театру, наоборот, укрепили его в правильности выбранной позиции. Только вот точка зрения на искусство немного изменилась: он увидел, что народу неинтересны трагедии, и открыл в себе комический дар. Более того, опыт общения с простым людом помог определиться и с выбором тем для репертуара. Отныне Мольер стремился к оригинальности, чтобы выделяться на фоне остальных, а потому начал оттачивать своё перо. Сначала это были небольшие одноактные пьески, соединяющие в себе французский фарс и итальянскую комедию масок.

Практически ничего из этого не сохранилось. Остались лишь «Ревность Барбулье» и «Летающий лекарь», но далеко не все литературоведы уверены, что они принадлежат Мольеру.

А вот подлинность «Сумасброда» (1655 г.) и «Любовной размолвки» (1656 г.) неоспорима. Это первые литературные комедии Мольера, только вот сюжеты их заимствованы у итальянцев. Но уже в них обозначены образы ловкого слуги и незадачливого господина, которые ещё неоднократно появятся на страницах произведений драматурга.

Успех пьес был грандиозный. Слава о труппе Мольера докатилась и до Парижа, где в то время комедийного театра не было. И Людовик XIV, большой любитель искусств, пригласил комедиантов выступить при дворе.

Мольер начал трагедией Корнеля «Никомед», однако успеха она не имела. Положение спас «Влюблённый доктор», написанный самим драматургом: король так смеялся, что решил оставить Мольера в столице и даже предоставил придворный театр Пти-Бурбон. Поначалу в театре ставили спектакли из уже проверенного репертуара — Мольер изучал вкусы парижан. А уже в ноябре 1659 года на сцене сыграли «Смешных жеманниц», которые имели колоссальный успех.

В 1661 году театр переехал в другое здание — Пале-Рояль — и находился там до самой смерти драматурга. Но прежде чем ставить пьесы, Мольер полностью перестроил интерьер, оборудовав три яруса, партер и ложи.

Пале-Рояль открылся единственной у Мольера героической комедией «Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц», но этот опыт оказался неудачным. Пришлось ему реабилитироваться «Школой мужей».

Вообще, именно в этот период Мольер начинает активно сочинять, создаёт свои лучшие произведения. Но при этом не перестаёт выходить на сцену, предпочитая главные роли исполнять сам.

Так и 17 февраля 1673 года Мольер вышел на сцену, чтобы сыграть в «Мнимом больном». Внезапно ему стало плохо. Король, присутствовавший на спектакле, настаивал на завершении выступления, но драматург решил доиграть. Через несколько минут с ним случился второй приступ, и кашляющего кровью Мольера отвезли домой, где он вскоре и скончался...

Современные любители искусства, конечно, уже не могут оценить высокое мастерство Мольера-актёра, но вот Мольера-драматурга любят и читают и по сей день.

Источник

avatar

Вход на сайт

Информация

Просмотров: 1119

Комментариев нет

Рейтинг: 0.0 / 0

Добавил: redaktor в категорию Энциклопедия литературы

Оцени!

Категории

Выбор редакции - лучшее [26]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [104]
Самое интересное!
Классики и современники [431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [804]
Творческая жизнь [281]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1067]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [500]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [100]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [156]
Архив новостей [80]
ТОПы [50]
А знаете... [66]
Энциклопедия литературы [93]

Статистика


Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0