Кинематографу уже век с четвертью, и фильмов за это время было снято несметное множество. Но есть среди них такие, которые мы можем узнать по одному-единственному кадру. Вот, например, Луна с человеческим лицом, в правом глазу которой торчит ракета. Согласитесь, трудно не вспомнить, что это легендарный кадр из «Путешествия на Луну» Жоржа Мельеса.
Французский режиссёр «отправил» на земной спутник своих героев почти за 70 лет до того, как на него впервые действительно высадились люди. Безусловно, не Мельесу первому пришла в голову идея космических путешествий, но в кинематографе именно он открыл жанр фантастики. «Путешествие на Луну», вышедшее 1 сентября 1902 года, стало не только самым известным фильмом режиссёра, но и оказало значительное влияние на дальнейшее развитие кино.
Как спустя многие годы признавался сам Мельес, на создание этой картины его вдохновили два романа — «Из пушки на Луну» Жюля Верна и «Первые люди на Луне» Герберта Уэллса. Сценарий к фильму режиссёр написал сам, переосмыслив события в комедийном ключе. Снимал на своей частной студии, на декорациях, созданных им самим. При этом, отмечают историки кино, конструкцию пушки, из которой была запущена капсула на Луну, Мельес, скорее всего, подсмотрел на международной выставке, проходившей в Буффало в 1901 году.
Жорж Мельес был театральным режиссёром, насыщавшим свои спектакли различными трюками, перевоплощениями и фокусами. И потому кинематограф воспринял поначалу как средство, позволяющее разнообразить театральное действо. Но возможности камеры и её потенциал вскоре привели Мельеса к мысли о создании собственных картин.
Неподалёку от Парижа режиссёр выстроил павильон, внутри которого установил сцену и кинокамеры. В отличие от братьев Люмьер, которые снимали отрывки из обычной жизни, Мельес создавал фильмы-спектакли: тщательно продуманное действо он выстраивал на сцене, а затем снимал его на плёнку.
Он снял примерно пять сотен картин, и все они отличались удивительным богатством декораций, режиссёрскими находками и новаторством технических решений. Так, именно Мельес считается автором такого кинематографического средства, как монтаж. Сюжеты его картин достаточно развёрнутые, со всеми элементами развития действия, так что собирать фильм в единое целое Мельесу приходилось из нескольких эпизодов. Это и стало причиной открытия им последовательного монтажа.
«Путешествие на Луну» оказалось самым лучшим фильмом Жоржа Мельеса и самым сложным в техническом исполнении. Пользуясь огромным театральным опытом, режиссёр задействовал различные управляемые машины, большие макеты и пиротехнику, сдобрив всё это спецэффектами, доступными благодаря кинокамере.
Один из приёмов — «волшебное превращение», или «исчезновение» — очень пришёлся по душе Мельесу. Суть его заключалась в том, что камера на время останавливалась, а в кадре в этот момент один предмет заменяли на другой. В «Путешествии» режиссёр активно им пользовался: при остановке съёмки из кадра исчезали воинственные обитатели Луны после того, как герои их били зонтом.
Знакомая сегодня всем подвижная кинокамера на рельсах — тоже изобретение Мельеса. Только в его случае двигалась не камера, а кресло, на котором сидел актёр: таким образом была снята сцена приближения ракеты к Луне. Сам артист был замотан в чёрную ткань, чтобы видно было лишь его лицо.
Также активно использовал режиссёр и наложение кадров. Наиболее яркий пример этого — падение капсулы с героями в океан, сцены, которую Мельес снимал в аквариуме.
Картина «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса, вдохновлённого двумя талантливыми писателями, стала прорывом в кинематографе как с творческой, так и с технической точки зрения. И хотя в дальнейшем её творец не смог идти в ногу со временем, тем не менее именно ему сегодняшние кинематографисты обязаны появлением многих приёмов и спецэффектов.
Источник
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,