Если посмотреть рейтинги самых популярных литературных жанров, которые представляют вниманию пользователей владельцы специализированных сайтов, различные издательства, тематические журналы и газеты, в первой пятёрке неизменно присутствуют фантастика и фэнтези. Причём авторы статей неизменно разделяют эти два направления, немало удивляя читателей, привыкших считать, что это одно и то же. Между тем профессионалы совершенно правы. И хотя сравнение между двумя жанрами допустимо и даже уместно, отождествление их — большая ошибка.
Если углубляться в теорию литературы, можно написать целый трактат на тему «Чем фэнтези отличается от фантастики?». Делать это прямо сейчас мы не станем. Выделим лишь главное отличие, которое превращает их в принципиально разные направления, и отметим основное сходство, часто являющееся причиной путаницы.
Сперва поговорим об общем. Главным, что делает фантастику и фэнтези в глазах миллионов поклонников сёстрами-близнецами, — допущение. Автор, придумывая сюжет, отклоняется от реальности и допускает некое событие, явление, качество, технологию, в общем, что угодно, тем самым меняя привычную реальность на нечто в корне новое. Иногда достаточно научить своего героя видеть призраков или наделить его особой силой — и история станет развиваться так, как никогда не смогла бы в действительности. Чем бы Гарри Поттер отличался от любого обычного мальчика, если бы не умел колдовать? Каким был бы Человек-паук, которого не цапнуло за руку радиоактивное насекомое? Что было бы, если бы Шарикову не вшили собачье сердце? Некая малость, которую мы зовём допущением, превращается в значимый механизм, позволяющий отправиться в полёт на крыльях фантазии. И всё — лихой сюжет закручен, осталось понять, куда кривая выведет главных героев.
Теперь о том, что делает уникальными фэнтези и фантастику, не позволяя их объединять ни в одной серьёзной статье или в тех самых рейтингах, с которых началась наша беседа. Фэнтези базируются на мифологии или сказке, которые в свою очередь также родились из мифов народов мира. Не имеет значения, из культуры какой страны они были заимствованы. Важно то, что авторы ловко играют на предрассудках, суевериях, страхах, верованиях предков, делая их материальными. Иногда они создают целые миры, где невозможное возможно. Целые вселенные живут по своим законам, и существование гномов или эльфов там никого не удивляет, как в толкинском Средиземье. Не реже можно увидеть появление сверхъестественного в обыденной повседневности параллельно с привычными вещами. Почему бы не допустить существование Эдварда Каллена и его собратьев? Может, в каком-нибудь небольшом городке за партой рядом со старшеклассницей Машкой, Дашкой или Наташкой и правда сидит вампир? А временами простые люди, такие как читатели, попав в определённые обстоятельства, сами переносятся в иную реальность. И вдруг становятся опытными магами, спасают планеты силой мысли, присоединяются к ангелам или демонам. Одним словом, становятся уже совсем не простыми и далеко не обычными.
Фантастика строится совершенно по иному принципу. Все допущения здесь относятся к разряду науки и техники. Невероятные существа и сверхспособности какого-то человека, имеющиеся от природы, здесь не играют принципиальной роли или вовсе отсутствуют. А вот придумать космолёт и отправиться на Марс герои могут. Или встретить в учебном классе не кровопийцу, а робота — почему бы и нет? Важно, чтобы любая гипотеза имела научный фундамент, само повествование в той или иной степени было приближено к реальности и намекало, например, на будущее человечества, а сюжетные линии были логически выверены с объяснением и детальной расшифровкой всего того, что пока незнакомо читателю.
Что же делать, если встретилась книга, где герои живут в 3000 году от Рождества Христова, отправились исследовать Альфу Центавра, а заодно по дороге колданули пару-тройку врагов? К какому жанру отнести такое произведение? Изобретать велосипед не нужно. Здесь речь идёт о смешанном жанре. Подобные сочетания сегодня очень популярны. Фэнтези, например, часто миксуют с любовным романом, а фантастику с боевиком. Но комбинации бывают очень разными. Плюс стоит упомянуть смежные направления, такие как утопии, антиутопии и многое другое. Они также имеют в основе фэнтези или фантастику, но повествование ведётся немного в ином ключе, поднимая более сложные, в том числе психологические, социальные, политические темы.
Таким образом, нельзя думать, будто разница между жанрами отсутствует и не имеет значения. Считать так — обманывать себя и допускать ошибку, за которую тут же поставила бы двойку любая учительница литературы. Главное — понять принцип разделения. И тогда впредь не возникнет вопросов, почему романы Лукьяненко — фэнтези, а рассказы Лема — фантастика.
|
Всего комментариев: 0 | |