В каждой стране есть свои герои, причём не только реальные, но и литературные. Они, что вполне естественно, отражают ментальность, присущую их народу. Если говорить о модном на протяжении последних двух столетий детективном жанре, то можно с большой долей уверенности утверждать, что для британцев лучшим сыщиком стал Шерлок Холмс, а его самым популярным русским коллегой является Эраст Фандорин. И как не трудно догадаться, первый — англичанин до мозга костей, а второй — типичный «наш соседский парень».
Можно ли сравнивать героя Конана Дойля с персонажем Бориса Акунина? Конечно, мы бы не стали делать этого, если бы речь шла о настоящих людях. Но так как мы ведём беседу о книгах, то любое сравнение вполне допустимо и даже приветствуется. В конечном счёте на нём строится минимум половина всей критики. И всё же выяснять, кто лучше, а кто хуже, не нужно. И у Шерлока есть армия фанатов, и у Эраста она едва ли меньше. А значит, просто разберёмся, кто на что способен и кого когда нужно звать на помощь.
Начнём с того, что можно причислить к национальным чертам. Мистер Холмс, несмотря на ряд вредных (и очень вредных) привычек, — педант и консерватор. Он неторопливый, вдумчивый, аристократичный, флегматичный. С одной стороны, огонька в нем нет, а с другой — есть некий заграничный и непривычный отечественному читателю шик. Фандорин — это принципиально иной персонаж. Он яркий, активный, неусидчивый, одним словом, нечто среднее между авантюристом и фаталистом, а может, и то и другое одновременно. Он привык полагаться на удачу или, правильнее сказать, на «русский авось». Является человеком дружелюбным и общительным, что позволяет иметь связи сразу везде: в полиции, среди бандитов и госслужащих, а заодно признавать, что везде есть свои хорошие парни. Холмс же, хоть и может сотрудничать с жандармами по настроению или в случае большой необходимости, априори ставит их ниже себя, что делает его немного высокомерным.
Разобравшись с чертами характера, пойдём дальше, но сразу начинать с навыков, полезных сыщику, не будем. Вместо этого поговорим о любви. Шерлок — это совсем не герой-любовник, даже если в некоторых сериалах, которых было снято немало, ему приписывали всякие шуры-муры. В оригинальных книгах данный вопрос легендарного сыщика попросту не интересовал. А вот Эраст, привыкший следить за собой и уделяющий немало внимания собственной внешности, — совсем другое дело. Покорять женские сердца наш красавчик умеет, причём под его обаяние подпадают не только героини, но и читательницы.
Шерлок Холмс далеко не альтруист. Он работает с кем хочет и когда хочет, предпочитая брать исключительно частные заказы и с жандармерией лишний раз не связываться. Он живёт в капиталистическом обществе и не забывает об этом. Эраст, наоборот, работает на государство. И дела, которые ему попадаются, неизменно имеют государственную важность.
Естественно, сыскная работа сопряжена с опасностью, и любому детективу временами приходится драться, чтобы защитить себя. Ни Конан Дойль, ни Борис Акунин об этом не забыли. Холмс, хоть и владеет боевыми навыками — в частности, является неплохим боксёром, — на рожон старается не лезть. Нет в нём молодецкого задора, присущего его русскому коллеге, готовому чуть ли не на каждой странице прыгать в тёмный омут да ещё и вниз головой. Впрочем, Фандорин не так уж рискует, как может показаться. Ведь он знаток джиу-джитсу и обладает кое-какими полезными навыками «крадущихся», а потому чаще всего превосходит противников в силе, ловкости и опыте.
Кстати, об опыте. У Шерлока, как ни крути, его намного больше. Эраст впутался в сыскное дело совсем недавно, а потому часто действует наугад или слишком прямолинейно, допускает ошибки, полагается на чужие слова и полицейские отчёты. Кропотливый сбор улик и дедуктивное мышление, которыми прославился легендарный британец, — не про Эраста.
Нужно отметить, что герой Конана Дойля, несмотря на склонность к анализу, является личностью более гуманной и чувствительной. Он любит театр и вообще неравнодушен к искусству. Помимо прочего, Холмс разбирается в огромном количестве вещей. Среди них химия, судебная медицина и многое другое. Ему удаётся раскрывать преступления, заметив грязь на чьих-нибудь сапогах и определив, откуда она взялась. Одним словом, почти что магия. Фандорин подобной эрудицией не обладает. И если в боевых искусствах, в общественных связях и в целом ряде других вещей он может поспорить с коллегой и даже где-то победить, то по части знаний однозначно не дотягивает. Культурные мероприятия и Фандорин плохо ассоциируются друг с другом. Зато технический склад ума позволяет ему разбираться в инженерном деле, что тоже приносит свою пользу.
В общем, герои вышли и правда разные. Сравнивать их непросто. То, что может показаться недостатком, когда совершаешь попытку проставить баллы, на деле может оказаться преимуществом, когда речь зайдёт об очередном расследовании. А то, что кажется достоинством или просто цепляет, по факту не так уж хорошо. Впрочем, какая разница? И Шерлок, и Эраст нравятся публике. Только давайте говорить честно, история Холмса — это классика. А вот причислят ли к ней когда-либо приключения Фандорина, пока большой вопрос.
|
Всего комментариев: 1 | |
0
Спам
| |