Новая книга любимого автора — всегда праздник. А если речь идёт о продолжении истории, которая нашла многих почитателей, — и вовсе подарок. Совсем недавно Любовь Черенкова предложила вниманию своих поклонников книгу «Евангелина: путь к себе», которая стала продолжением истории «Приключения Евангелины». Кроме того, на счету автора множество произведений в разных жанрах. Среди них «Одержимость», «Спасение Леонарды», «Справедливость выше милосердия», «В поисках Самаэля», «Музыкальный фантом» и другие.
О том, что значит выход новинки для автора, как менялись герои на протяжении всего пути и как вообще родилась идея «Евангелины», корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» побеседовала с Любовью.
— Любовь, поздравляю с выходом книги «Евангелина: путь к себе». Для тех, кто не успел прочитать предыдущую часть, расскажите, кто такая Евангелина? Откуда взялось название?
— Красивым именем Евангелина я соединила имена двух героинь повести — Евы и Ангелины. Сплетая имена, я сплела их судьбы. Ева — главная героиня повести. Она доминирует над Ангелиной. Про неё больше написано. И тому есть причины. Здесь учитывается и её бойкий характер, и мой особый интерес к этой персоне. Ангелина же гораздо уравновешеннее, поэтому кажется, что она абсолютно второстепенный персонаж и совсем не было смысла вставлять её имя в название книги. Но это не так. Ангелина, как никто другой, повлияла на судьбу Евы.
Про саму же главную героиню скажу, что Евой её окрестил священник. Дело в том, что до этого она носила языческое имя Милолика. Это не случайно, ведь в XII веке на Руси существовало ещё немало языческих поселений. А уж тем более в тех местах, где проживала девушка.
— Чем Ваша история принципиально отличается от канонического исторического произведения? Каковы, на авторский взгляд, его особенности?
— Моя повесть, конечно же, не историческая. Я бы присвоила ей жанр исторического фэнтези. Разумеется, опиралась на исторические данные. Работала с книгами, Интернетом. Но мне интереснее было придумать свою историю. А Древнюю Русь я всегда любила. Особенностью считаю выбранный временной отрезок. Я не проводила мониторинг по историческим периодам других книг подобного жанра, но мне кажется, что XII век был незаслуженно забыт. В любом случае, даже если это и не так, я сама много для себя узнала в процессе написания книги.
— А что насчёт Вашего творчества в целом: можно ли сказать, что книги про Евангелину стоят особняком? Или они являются типичными для Вас? Что роднит, а что отличает их от других Ваших произведений?
— Книги про Евангелину являются самыми любимыми. Но повести у меня разных жанров, в том числе есть книги для детей. Именно это и отличает. А что роднит? Может, то, что у главных героев обострённое чувство справедливости, как и у меня? Ну и, разумеется, история любви, которая в разных жанрах приобретает свою окраску.
— Можно ли назвать историю Евангелины духовной литературой? Или это всё-таки светская книга? Объясните свой ответ.
— Я бы не стала называть эти повести духовной литературой. Я считаю, что духовная литература более сконцентрирована на смысле жизни, религиозных вопросах. Но это только моё мнение. Да, «Евангелина» — очень доброе и светлое произведение, затрагивающее духовные аспекты. Но оно затрагивает их именно в том объёме, в каком они существуют и в нашей жизни (или существовали в XII веке). Да и я не имею права называть себя автором духовной литературы. Я же не святой подвижник. Повторюсь, это моё личное мнение.
— Какое место религия занимает в жизни девушек и в Вашей?
— Девушек каких, Евы и Ангелины? Для Ангелины всё понятно: она христианка. Убеждения её стойки настолько, что со временем девушка уходит в монастырь. А Ева, хоть и уходит из язычества, но остаётся мирянкой. Да и, как мы увидим во второй части, языческие мотивы всё ещё сидят в ней. В принципе это было характерно для того времени. Да что там говорить, это характерно и для наших дней.
Я не очень люблю касаться такого интимного вопроса, как религия в моей жизни. Потому что, как говорится, «враг не дремлет». Испытаний много. Стараюсь всегда посещать наш храм.
— Как развивались две Ваши героини от первой главы до последней на данный момент?
— Как я уже упоминала, Ева (она же Милолика) была язычницей. Стала христианкой. Я считаю, это огромный скачок в развитии. Тем более девушка сделала этот выбор не под давлением, а по своей воле.
У Ангелины не было такого огромного шага. Вот видите: даже в этом её нельзя назвать главной героиней. Но она всегда влияла на Еву. И даже в конце, когда Ангелина становится настоятельницей женского монастыря, она опять «вправляет мозги» своей подруге.
— Охарактеризуйте Милолику/Еву несколькими словами. Какая она?
— Милолику я сердечно люблю. Она всегда знает, чего хочет. Хотя некоторые хотения чуть не довели её до неприятностей. Девушка открытая, доверчивая. Может быть, этим и пользовались недобросовестные личности. Ставит себе цели — и в первой, и во второй книге весьма неплохие. И идёт к ним очень твёрдо. Правда, во второй повести во многом с главной героиней можно было бы и поспорить. Вот Ангелина и спорила, пытаясь вернуть здравый смысл своей подруге.
— Какое Ваше любимое приключение на страницах книги «Евангелина: путь к себе»? Почему именно оно?
— Самое интересное для меня — поход Евы к половцам. Просто потому, что было любопытно добыть ещё и этот материал. Я писала — и видела всё перед глазами. Как будто фильм смотрела. Очень увлекательно.
— Как считаете, кто является целевой аудитории для Вашей книги?
— Хорошие отзывы я слышала и от подростков, и от взрослых. Разумеется, это в основном женская аудитория.
— Какие выводы должен сделать читатель из нового произведения?
— Ну вот почему мы всё время учимся на своих ошибках? Ведь столько хороших книг написано. Я не говорю — нравоучительных, нет. Далеко не все их воспринимают. Но сколько хорошей классической и современной литературы! Вот бы почитать книгу и не делать так, как делали герои произведения, не попадать в их передряги и не сталкиваться с неприятностями, как моя Милолика/Ева. Но, наверное, это так и останется мечтой…
— Если хоть кто-то сумеет воспринять предостережение, думаю, книга написана уже не зря.
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова