Зачем нужны книги детям и взрослым

Зачем нужны книги детям и взрослым

Жизненный опыт — бесценная штука. Но почему учиться нужно обязательно на своих ошибках? Чем плохи чужие, которые можно совершить, условно говоря, виртуально и посмотреть, что получится? И речь идёт вовсе не о дрейфе по просторам Интернета, где люди делятся своими историями, часто вымышленными и предназначенными лишь для того, чтобы поймать хайп. Разговор о литературе, в которой сохранён для потомков опыт целых поколений, живших или живущих на грешной земле. Пример героев — это уроки, которые следует услышать, обдумать и усвоить, переложив на собственную реальность. «Только дураки учатся на своих ошибках», — говаривали наши предки, передав нам эту простую истину, как величайшую тайну. Вот только все кругом пренебрегают этим откровением, называя избитым. Так, может, в мире, где гаджеты и картинки заменили литературу, очевиден ответ на вопрос: почему я такая дура? — Потому что в детстве читала мало книг!

Но хватит лирики, пришла пора перейти к фактам и доказать, опираясь на знания учёных, психологов, социологов, нейрофизиологов и других уважаемых специалистов в разных областях, насколько для человека полезно чтение. Причём речь идёт как о приобретении дополнительного опыта, то есть о потенциальном снижении риска совершения ошибок, так и об улучшении других показателей, некоторые из которых традиционно выпадают из поля зрения тех, кто пытается рассуждать о роли книги в жизни современника.

Польза чтения для детей

Начать, конечно же, нужно с плюсов, которые литература и близкое знакомство с ней приносят подрастающему поколению. Мальчики и девочки — наиболее важная и восприимчивая аудитория. От того, что прямо сейчас они увидят, услышат, поймут и запомнят, как будет формироваться их система ценностных ориентаций, навыки и способности, без преувеличений зависит будущее всего человечества. А потому именно эта категория читателей является самой важной. И относиться к работе с ней взрослые авторы должны ответственно, отдавая себе отчёт в том, что в их руках находится наше общее завтра, как бы пафосно ни звучали такие слова. Ибо писатель, наряду с родителями и педагогами, занимается развитием и воспитанием.

Итак, среди полезных свойств книги, когда мы говорим о детском чтении, можно выделить следующие:

1. Самые маленькие ребятки не читают романов Толстого или Достоевского. По правде говоря, даже произведения Пушкина или Барто им узнавать рановато. Как правило, родители, заинтересованные в грамотном применении на практике методик раннего развития, покупают им специальные книги, созданные с учётом возрастных особенностей. В них можно найти простые, коротенькие стихотворения. Обычно они рассказывают об окружающем мире, учат в нём ориентироваться, правильно трактовать то, что кроха видит перед собой. Что такое помидор? Как отличить его от огурца? Какой цвет красный, а какой синий? Где треугольник, а где квадрат? У кого длинные уши: у зайца или медведя? Одним словом, авторы описывают то, что есть здесь и сейчас. Всё, о чём упоминается на страницах, реально потрогать, ощупать, может, даже пару раз лизнуть. Такие книги содержат яркие, крупные, часто объёмные иллюстрации. В них могут присутствовать дополнительные элементы, например шершавые поверхности. А иногда сами страницы делаются из необычных материалов. То есть вместо бумаги используют ткани, дерево, пластик и так далее. Это связано с тем, что ребята в прямом смысле пробуют мир на вкус, изучают на ощупь. Они должны не только запомнить внешние отличия одного от другого, но и понять, в чём они заключаются. Принять это на уровне подсознания, чтобы сохранить навсегда. Естественно, книги в этот период изучаются вместе со взрослыми, которые помогают разобраться, дают пояснения, делают досуг весёлым и приятным.

Главная задача чтения в раннем возрасте — научиться:
— разглядывать;
— слушать;
— подмечать детали.

Да-да, всё это не даётся нам от рождения, хотя многие наивно думают именно так. Даже столь немудрёные навыки нужно воспитывать и развивать, чтобы в школе не оказаться в тупике, когда учитель что-то говорит и показывает, а его слова и жесты проходят мимо внимания.

2. На страницах книг для ребят дошкольного возраста можно увидеть ребусы, головоломки, загадки, вопросы по прочитанным сказкам, раскраски. Авторы и составители сборников стремятся развить интеллектуальные способности ребят, научить думать, улучшить их мелкую моторику, помочь сформировать ассоциативные ряды, научить мыслить образно. Если серьёзно отнестись к процессу, получится заранее научить кроху разбирать цифры и буквы, объяснить, как они произносятся и читаются в слогах. То есть книга становится пособием для подготовки к школе.

3. Красочные истории стирают границы, позволяя представить, как устроен мир за пределами уютной квартиры и знакомого двора, вообразить его чудеса, протянуть ниточку между поколениями писателей и современниками. Таким образом, сказки расширяют кругозор, а заодно воображение, помогая стать личностью более творческой и креативной. Чтение книг даёт пищу для фантазии, подталкивает к формированию желаний и мечтаний, которые однажды будут воплощены в жизнь.

4. Книги формируют представление о морали, этике, вечных ценностях. Их задача — учить уму-разуму, исключать двойные стандарты, разжёвывать, «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому рассматривать знакомство с литературными произведениями исключительно как развлечение и способ проведения досуга легко и беззаботно нельзя. Пустые истории, а их, увы, немало, нужно оставлять в стороне, как можно дольше не подпуская к таким ребёнка.

5. Чтение помогает улучшить память и внимательность. Юным читателям приходится запоминать имена героев, сюжетные детали, описания мест. Всё это нужно, чтобы понять, о чём идёт речь.

6. Увеличение словарного запаса позволяет легче общаться со сверстниками, с родственниками, с учителями и даже с незнакомцами. Разобравшись в том, как устроен мир, научившись правильно говорить, размышлять на разные темы, анализировать увиденное и услышанное, а заодно понимать других людей на примере персонажей любимых сказок, мальчики и девочки приобретают бесценные коммуникативные навыки, осознают значение дружбы в жизни человека, пробуют самостоятельно находить выходы из сложных ситуаций, которые порой возникают при общении.

7. Благодаря книгам малыши запоминают не только, как грамотно говорить, но и как писать.

8. Совместное чтение историй с родителями, бабушками, дедушками, старшими братьями и сёстрами способствует упрочению связей внутри семьи, создаёт благоприятную атмосферу в доме, когда каждый чувствует себя нужным, любимым, незаменимым, осознаёт, что близким людям приятно и интересно проводить время вместе. То есть книги благотворно влияют на формирование ощущения психологического комфорта, что крайне важно для гармоничного развития любой личности. Это станет огромным бонусом через годы, когда кроха превратится в подростка и станет постигать арифметику почти взрослых проблем.

Становится очевидно, что для ребёнка книга — это источник знаний и позитивных эмоций, связь с другими людьми и возможность научиться создавать ассоциативные ряды, формировать привычки и правила поведения, а также подготовка к школе, что в будущем изрядно облегчит жизнь.

Как приучить ребёнка читать?

Родителям нужно понять, что ни один гаджет не заменит для малыша книгу. Это просто невозможно. А значит, следует задуматься о том, как приучить ребёнка к чтению. И начать этот процесс придётся с того, чтобы забыть слово «приучить», которое обычно используется в данном контексте. Необходимо воспитать любовь к книге. И это не банальный синонимайзинг, а правильное расставление акцентов, меняющих суть. Конечно, в век, когда ребятам доступны яркие картинки, которые показывают по телевизору, и куча онлайн-игр, занимающих их мозг, задачка иногда кажется непосильной. Между тем, нет ничего невозможного, если действительно захотеть, проявить терпение и внимание.

Чтобы малыш понял, что литература — это очень здорово, взрослые должны позаботиться о целом ряде вещей:

1. Начать знакомить его с книгами как можно раньше. Кроха ещё не научился сидеть, а уже нужно дать ему первые книги, которые предназначены для ощупывания. Ему можно читать красивые истории, чтобы он слушал мамин голос, не был одинок, покинут и испуган. Яркие картинки привлекут его, научат сперва фокусировать взгляд, а потом и внимание. Таким образом ребёнок будет знать, что книга была в его жизни всегда. Без неё никак.

2. Постепенно книги следует усложнять. Это важно, так как интересы и потребности малыша меняются если не каждый день, то каждую неделю. Однажды кроха сам расскажет, в чём разница между баклажаном и кабачком. Так зачем повторяться, когда столько замечательных произведений написаны классиками и современниками?

3. Полезно сформировать ритуал чтения. Например, каждый день читать сказки перед сном, как делали поколения наших родителей, бабушек и дедушек. Обязательно надо позаботиться, чтобы ассоциации с книгой были приятными. То есть не стоит браться за сказку, чтобы накормить кроху чем-то невкусным.

4. Чем больше членов семьи вовлечено в процесс, тем лучше. Важно не просто монотонным голосом зачитывать главы новой истории, демонстрируя скуку. Каждую реплику психологи советуют произносить с выражением, уделять время совместному разглядыванию картинок, пояснениям, если возникли вопросы или родителям кажется, что они могли возникнуть. А после финальной точки желательно подробно обсудить, что понравилось, какие герои показались хорошими или плохими, почему. Так малыши вовлекаются в диалог со взрослым и формируют собственную точку зрения, но не хаотично, а под чутким контролем и с возможностью поправить, если произошла какая-то ошибка.

5. В выходные мамы и папы могут устроить небольшой домашний театр с участием членов семьи или пригласив на огонёк друзей. Интерактивные задачи всегда вызывают отклик у юной аудитории, помогают лучше понять, принять и запомнить информацию.

6. Нельзя принуждать к чтению, устраивая скандалы. Подобное насилие часто встречается в отношении школьников, особенно подростков. Разумнее будет объяснить, зачем книга нужна именно этому ребёнку с учётом его потребностей и интересов, стараться подобрать то, что ему по душе, не бояться экспериментировать с авторами и жанрами, пока не будет найден наиболее подходящий вариант.

7. Взрослые должны сами много читать, подавая своим наследникам хороший пример. За ужином можно обсуждать сюжеты, делиться мнениями и впечатлениями, давать обоснованную трактовку поведению героев, цитировать строки стихотворений. Вероятно, на первых порах ребёнок будет лишь слушателем. Но однажды, вполне вероятно, у него возникнет желание принять участие в беседе.

Если следовать простым правилам, как минимум не сформируется антипатии к литературе. Книга станет вызывать приятные мысли и воспоминания. Даже если в какой-то период, слишком занятый учёбой, подросток откажется читать, велик шанс, что к своему увлечению он вернётся позже.

Польза книг для взрослых

Если говорить о взрослых и старших подростках, то польза от чтения для них также огромна. Не только малыши нуждаются в открытиях и откровениях. Давайте признаемся, иногда солидным, опытным людям нужно напоминать о важных истинах, а ситуации, в которых они оказываются, требуют поиска выхода. И нащупать его самостоятельно не получается. Тогда-то и приходит на помощь литература.

Какую же пользу она приносит совершеннолетним молодым людям и тем, кто уже стоит на пороге зрелости?

1. Узнать, как живут, думают и чувствуют другие, полезно в любом возрасте. Широкий кругозор — бонус, который можно заработать, выбрав литературу по вкусу.

2. Чем больше человек знает, тем выше его интеллект. Говоря проще, тот, кто читает, умнее. Это непременно скажется на всех сферах жизни, пригодится как в личном общении, так и на работе.

3. Улучшить память с помощью книги могут не только малыши, но и их родители. Тогда им реже придётся возвращаться домой и проверять, выключили ли они утюг. Не будет просроченных дедлайнов и забытых телефонных звонков.

4. Повышение концентрации и внимания, которые необходимы для чтения, — огромнейший плюс. Развитие данных показателей сократит время, требующееся на выполнение рутинных обязанностей, в том числе в офисе.

5. Большой словарный запас, грамотная речь и умение писать без ошибок — бонусы, которые облегчают общение, придают уверенности в себе и помогают убеждать других в своей правоте, формируя положительный образ в глазах окружающих и вызывая уважение.

6. Богатое воображение, которым обладает тот, кто много читает, позволит искать и находить нестандартные выходы из сложных ситуаций.

7. Знакомство с историями других людей позволяет понять, что никто не одинок. Подобные проблемы есть у других. И вот как они смогли их решить.

8. Чтение делает людей моложе, так как поддерживает мозг в тонусе. А всем известно, что стареющий мозг синоним стареющего тела. Кроме того, книги способствуют профилактике ряда серьёзных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. А разве минимизировать риски в таком страшном моменте не является целью само по себе?

9. Расслабиться за чтением и отдохнуть всегда приятно и полезно. Читатель переключается от повседневных хлопот и личных трудностей на чужие заботы.

10. Доказано, что книга — лекарство от нервов и стресса. Как минимум монотонное перелистывание страниц, долгое сидение на одном месте, расслабленная поза и возможность абстрагироваться от тягостных мыслей оказывают благотворное действие на нервную систему. А ведь ни для кого не секрет, что именно стресс является настоящим бичом двадцать первого века и в явной или скрытой форме выступает в роли провокатора огромного числа всевозможных недугов.

Вряд ли хоть кто-то, находясь в здравом уме и трезвой памяти, сочтёт приведённые выше аргументы несущественными или недостаточно убедительными. А значит, книги заслуживают внимания и не являются пустой тратой времени. Осталось лишь найти пару свободных минут, а лучше часов, чтобы посидеть с томиком в руках. Откуда их взять? Прекрасным решением будет чтение перед сном или в обеденный перерыв. Книгу, особенно электронную, можно читать в метро, на пляже, в ресторане, где придётся ждать опаздывающего друга. Аудиоформат подходит для пробок. Включать записи можно, делая уборку или выполняя другую рутину. Главное — желание. Надо понимать, что привычка формируется в течение трёх недель. Поэтому для того, кто не привык много читать, первое время может быть довольно сложно изыскивать возможности. Однако постепенно это станет неотъемлемой частью жизни, качество которой будет улучшать с каждым днём. Ведь литература — это совсем не то же самое, что сериал или модный блокбастер. Это настоящая пища для ума и сердца, лекарь для нервов и польза в каждом слове.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети