«Россия?.. Да она вся — деревня...» Это мнение русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, хоть и вложенное в уста литературного персонажа. К моменту, когда писатель создавал повесть «Деревня», он уже видел упадок села, его нищету и безвыходность положения жителей. И вся эта ситуация, по мнению Бунина, была характерна не только для сельской местности, но и России в целом.
Тем не менее до конца своей жизни, даже находясь в эмиграции, Иван Алексеевич считал себя патриотом, называл «очень русским человеком». И даже «буревестник» революции Максим Горький по достоинству оценивал произведения Бунина, называя автора «первейшим мастером в современной литературе русской».
Но любил Бунин не предреволюционную Россию, а старую, патриархальную, проникнутую запахом антоновских яблок. Именно по ней он грустит во многих своих произведениях, и тема деревни в творчестве первого русского Нобелевского литературного лауреата занимает весьма обширное место. Как, впрочем, и в творчестве многих других русских писателей.
Так получилось, что именно на рубеже веков литераторов особенно заинтересовала судьба русского крестьянства. Это, вероятно, связано с процессами, происходившими внутри этой среды, упадком деревни из-за бурного развития промышленности.
Однако тема села была популярна в отечественной литературе и ранее. Многие писатели и поэты описывали жизнь в имениях далеко за чертой больших городов. Но зачастую эта сельская жизнь выглядела пасторальной и даже надуманной, ведь изображалась она глазами бар, господ.
Что же было на душе у самого крестьянина? Именно этим вопросом и стали задаваться писатели ближе к началу двадцатого столетия. И постарались постичь характер сельского жителя, взглянуть на жизнь его глазами. Появились «Мужики» Чехова, «Река играет» Короленко, «Лизар» и «В сухом тумане» Вересаева. А в этих рассказах — обнищание деревни, бесправие крестьян, неприглядная правда сельской жизни...
Не прошёл мимо деревенской темы и Бунин. Однако сначала это были «Антоновские яблоки». В них уже есть ностальгия по прошлому, но это ещё лёгкая светлая грусть. А уже в «Деревне», написанной несколько лет спустя, Иван Алексеевич рисует совсем другую жизнь: его крестьяне изнурены бедностью, унижениями, тяжким трудом. Тем не менее именно в этих людях Бунин видит нравственную чистоту, терпение и добро.
Но они же и приведут страну к масштабным изменениям, которые Иван Алексеевич не примет, назовёт «окаянными днями». Да, собственно, такими первые годы советской власти и будут. Но уже вскоре станет понятно, что без деревни, без сельского человека, без хозяйства — никуда. И деревня начнёт возрождаться. Да, пусть нелёгким путём — колхозами и совхозами, — но жизнь в сельской местности забурлит, и от нищеты и безысходности бунинской «Деревни» ничего не останется.
С песнями и плясками будут строить село, пахать землю и собирать урожай. Всё это отразиться в искусстве, прежде всего в кино. Любимые нами фильмы — «Максим Перепелица», «Любовь и голуби», «Белые росы» и множество других — рассказывают о деревенской жизни, в которой и есть правда.
А потом, уже в 90-х, село вновь пришло в упадок, в котором находится и по сей день. Исчезают хутора и маленькие деревни, их жители переселяются в города… Так актуальна ли сегодня деревенская проза Бунина?
Конечно! Но не «Деревня», хотя именно эта повесть очень напоминает современное село, а «Антоновские яблоки». Во-первых, потому что заставляют немного ностальгировать. А во-вторых, потому что лёгкие нотки грусти по прошлой жизни вдруг да и заставят взглянуть на деревню по-новому, понять, что без неё ни одному городскому жителю не прожить.
И начнётся вдруг возрождение села. Первые робкие шаги в этом направлении уже делаются, и искусство живо откликается на них. Иначе откуда стали появляться сериалы о деревенской жизни? Те же «Участок» или «Мама Лора». И заметьте, запаха антоновских яблок в них намного больше, чем чёрной безысходности «Деревни».
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,