Что такое сюжет и с чем его едят?
16.12.2020 283 0.0 0


Что оценивает читатель или критик, когда ему в руки попадает литературное произведение? По сути, их интересуют всего две вещи, которые определяют буквально всё. Речь идёт о характере главного героя или нескольких основных персонажей и сюжет. Именно о последнем имеет смысл поговорить чуть более подробно.

Что есть сюжет?

Согласно толковым словарям, под сюжетом следует понимать последовательность событий в книге, фильме, комиксе, театральном представлении, которая выстраивается согласно определённым правилам. Аристотель, который одним из первых занялся проблематикой сюжета, описывал его как «подражание действию и жизни», «основу и как бы душу» произведения и «сочетание фактов». Он ставил действие на первое место, даже заявляя, что оно важнее качества.

В русскоязычной литературе помимо непосредственно сюжета выделяют фабулу. Эти два понятия имеют сходства и существенные различия. Смотрите сами: сюжет — это то, как автор рассказывает о событиях; имеется в виду их эмоциональная окраска, последовательность и личная оценка. А фабула — это голые факты в хронологическом порядке. Чтобы понять, о чём речь, можно разобрать любое известное произведение, например «Евгения Онегина». Онегин — светский повеса из столицы, впал в депрессию («английский сплин»), прибыл в деревню, познакомился с Татьяной, она в него влюбилась и так далее. Это фабула. Перечисление событий. Описать сюжет намного сложнее. Говоря о нём, придётся упоминать о том, как молодой человек, став жертвой развращённого общества, разочаровался в жизни и потерял смысл и цель существования. Пребывая в апатии, он встретил девушку, обладавшую душевной чистотой и незамутненностью чувств, но, не сумев выделить бриллиант на фоне навоза, потерял свою любовь, слишком поздно осознав значение этих несостоявшихся отношений и совершив ряд роковых ошибок, в частности выйдя на дуэль с Ленским, которая стала для романа точкой наивысшего напряжения и определила окончательный ход драматических событий.

Если же вспомнить о правилах, согласно которым должны выстраиваться события сюжета, мы приходим к понятию его структуры. Она может меняться в зависимости от жанра, писателя, эпохи, однако в целом канва остаётся общей и включает в себя:

1) пролог — предысторию событий, призванную подготовить читателя к тому, что его ждёт в произведении;

2) экспозицию — рассказ о том, чем герои занимались раньше, на каком фоне будет развиваться их история. Она может быть прямой и располагаться в начале произведения, до завязки, или отложенной, то есть автор даст необходимые сведения в середине или конце текста;

3) завязку — событие, с которого непосредственно начался конфликт, ставший главной темой книги;

4) развитие действия — раскрытие характеров персонажей, их ролей в сюжете, взаимодействий межу собой, противоречий;

5) кульминацию — точку наивысшего напряжения;

6) развязку — разрешение ситуации и завершение событийной линии;

7) эпилог — отсроченное по времени описание событий, вытекающих из основного финала. То есть как жизнь героев сложилась после развязки.

Современные авторы часто опускают одну или несколько структурных частей. Всё реже можно увидеть прологи или эпилоги. Экспозиция встречается не в начале, а в других фрагментах текста. Кульминация может быть смазанной, а развязка не наступать вовсе или наступать, но в следующей книге и сразу включать в себя задел на ещё парочку томов.

Классификации сюжетов

Каждый автор, который решает заняться теорией литературы, пытается дать свою особенную классификацию сюжету. Например, писатель из Аргентины Хорхе Луис Борхес предложил разделять сюжеты в зависимости от мотива. Он отметил следующие сюжетные разновидности:

1. Поиск. Можно искать кого-то (например, пропавшего ребёнка, исчезнувшего супруга и так далее) или что-то (например, смысл жизни).

2. Самоубийство Бога. Тут речь идёт об обращении к мифам и религиям, то есть понимать следует буквально.

3. Долгое возвращение. Конечно же, все помнят скитания Одиссея. И это далеко не единственный подобный сюжет в истории литературы от древних времён до наших дней.

4. Штурм и оборона города. Говорим, конечно же, о произведениях военной тематики.

Если с классификацией Борхеса всё более или менее понятно, то с делением сюжета по принципу архетипов Карла Густава Юнга куда сложнее. Этот автор выделял следующие сюжетные виды:

— тень;
— анима (женщина);
— анимус (мужчина);
— мать;
— старик;
— ребёнок.

Понимать это нужно таким образом: архетипы — это отправная точка для создания личности героев. В зависимости от персонажей выстраивается цепочка сюжета.

Чуть более понятна классификация, предложенная Кристофером Букером, который упоминал следующие сюжеты:

— «из грязи в князи» или наоборот;
— приключения;
— «туда и обратно»;
— комедия;
— трагедия;
— воскресение;
— победа над монстром.

Однако существует и максимально объективная классификация, которая является общепринятой. Согласно ей, сюжеты можно делить на:

1. Концентрические, когда автор сосредоточивается на одном конкретном конфликте. События могут быть показаны не в хронологическом порядке. Время вообще имеет очень малое значение, так как во главу угла ставится психология.

2. Хроникальные, которые представляют собой цепочку последовательных событий, связанных причинно-следственными связями, как в романах.

Конечно, у каждого писателя может родиться своя уникальная классификация, которую можно предложить на суд читающей публике и коллегам. Однако дело не в названии. Литература, как и любое искусство, с трудом раскладывается на составляющие и не имеет чётких формул. А потому, нежели думать о том, к какой категории причислить сюжет своей книги, лучше задуматься о его наполнении и о том, как сделать историю более привлекательной для разноплановой аудитории.




Теги:азбука писателя, в помощь писателю

Читайте также:
Комментарии
avatar