Хорошие традиции надо сохранять и преумножать. Человек, забывший о своём родстве, как дерево без корней. История страны — это не только даты славных побед и сокрушительных поражений, имена правителей и военачальников. Это вехи его духовного развития. Культура, которая формировалась на основе обычаев далёких предков и трансформировалась под нужды современников. Тогда вопрос: почему большинство отечественных писателей, вне зависимости от эпохи, черпали своё вдохновение в творчестве западных коллег или во время странствий по заморским городам?
Смешивать «французский с нижегородским» — одна из самых неприятных традиций, издревле присущих России. Устремляя взгляд на Запад и изредка на Восток, литераторы забывают тот базис, на котором со времён древних славян строится наше общество. Учёный Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871) стал одним из немногих исключений из правил. Он решил посвятить свою жизнь исследованию культуры родной страны. Александр является видным деятелем так называемой русской мифологической школы. К сожалению, его вклад в культурологию потомки чаще всего недооценивают.
Афанасьев считал, что наиважнейшей задачей его коллег является исследование русского языка. Именно язык он называл наиболее объективным источником знаний о прошлом, так как в нём сохраняется отражение внутреннего мира человека и суть его взаимодействия с окружающим миром. То есть слово — код культуры, который необходимо научиться расшифровывать.
В словах, мифах, загадках, приметах — буквально во всём фольклоре, который создали древние славяне, — Афанасьев усматривал метафоричность. Впоследствии она была утеряна во многом из-за появления новых религий. Однако уже к тому моменту монументальность, эпическое величие стихий и мира, которое пытались передать через легенды о высших сущностях наши предки, исчезла. Причина этого в буквальном восприятии, появившемся со временем. В результате суть потерялась, а высшие сущности оказались слишком приземлёнными, ведь, согласно старым сказаниям, на небе они творили фактически то же, что люди на земле. В любом случае правильное прочтение старинных текстов позволяет понять, как мыслили, жили и фантазировали люди когда-то.
Афанасьев делил культуру на официальную и неофициальную. И это два совершенно разных уровня, отражавших как людское поведение, так и ментальность в зависимости от социального положения. Официальная культура рафинирована и подчинена бесконечным ритуалам. В ней полно канонов, регламентов и догматов, независимо от того, о каком историческом периоде идёт речь. В то же время культура неофициальная, народная более свободна. В ней присутствует экспрессия, следствием чего является акцентуированные красота и уродство, утрированно возвышенное и обыденное, нарочито глупое и умное. Именно неофициальная культура — зеркало народного мировосприятия, складывающегося из социального и природного в их тесном переплетении.
Культуру Афанасьев называл древом жизни. Его корни уходят в народное сознание. Примечательно, что, концентрируясь на славянских традициях, он признавал, что культура является общемировой и в каждом отдельном случае имеет лишь некоторые особенности, свойственные жителям конкретных стран. Он приводил множество свидетельств данному утверждению, подчёркивал связь между языками, мифами, фольклором, религиями.
За годы своей профессиональной деятельности Александр Николаевич собрал истории, которые передавались из уст в уста, и опубликовал их на страницах трёхтомника «Русских народных сказок». Ещё одна его работа — «Заветные сказки» — потребовала от учёного огромных временных затрат. Он очень долго отбирал произведения, которые могли туда войти. К сожалению, позднее книга была запрещена. Важное значение имеет его работа по исследованию славянской культуры «Поэтические воззрения славян на природу». Высокую оценку ей дают не только отечественные литературоведы, но и западные культурологи.
Александр Афанасьев — человек, который пытался восстановить перед взором потомков картину жизни их предков. Ему удалось дать объяснения многим неясностям, которые имели место в фольклоре и мифологии. Он сумел проследить корни целого ряда культурных и социальных явлений, опираясь на слово как на фундамент развития социума и формирования коллективного бессознательного.
|
Всего комментариев: 0 | |
[Юрий Терещенко]
То,