Добро пожаловать на литературный портал Регистрация Вход

Меню сайта

Стань партнером

Пролог, эпилог, предисловие и послесловие - что это и кому надо?

Структура литературного произведения включает в себя множество компонентов. В последнее время писатели все чаще незаслуженно обходят стороной предисловия, послесловия, прологи и эпилоги. Между тем, необходимо четко понимать, что это такое, для чего они нужны и какую роль могут сыграть в повествовании. Только осознавая все плюсы и минусы, можно отказываться или соглашаться на что-то.

Начать следует с предисловий и послесловий. Это тексты, которые автор добавляет соответственно до или после произведения. Они не связаны с основным сюжетом и могут рассказывать об эпизодах жизни писателя, повлиявшие на его творческое развитие или ставшие вдохновением, об эмоциях, которые он испытывал в процессе работы, или поднимать иные вопросы. Настоящим мастером предисловий и послесловий является Стивен Кинг. Редко какие его книги обходятся без таких вставок. Мастер ужасов может вспомнить детство, поведать миру какую-то автобиографическую историю, поделиться мнением об актуальных событиях. Сами по себе эти части книги довольно интересны. Но давайте будем честными: только в том случае, если автор уже получил славу Кинга или вот-вот пройдет последний виток до верхушки Олимпа, имеет смысл говорить о себе. Еще один вариант — просьба издательства, которое публикует книгу в рамках серии, подразумевающей подобные отступления от всех участников.

Пролог и эпилог — это уже не о писателе, а об его героях. Тут нет места для личных переживаний творца, его детских воспоминаний или любовных терзаний. Пролог рассказывает о событиях, предшествовавших сюжету. Эпилог - о том, что произошло после того, как ситуация разрешилась. Задача первого — подготовить читателя. Второго — показать, как новая реальность влияет на персонажей, меняет их образ жизни и мыслей.

Известны случаи, когда эпилоги полностью переворачивали представление о сюжете. Например, герой романа Тургенева "Рудин" раскрывается именно после финала. До того инертный, любящий поговорить ни о чем, то есть типичный лишний человек, он вдруг превращается в борца за справедливость, погибающего на баррикадах во имя идеи. Получается, писатель хотел донести до публики влияние обстоятельств на наши поступки и мироощущение.

Прологи и эпилоги появились в древнегреческих пьесах. В то время они имели огромное значение, были развернутыми и многоступенчатыми. Особенно это касалось вступительной части, которая разыгрывалась на сцене очень подробно и могла сама по себе нести в себе некое заключение. Как правило, речь шла об исторической, мифологической или бытовой подоплеке, которая разыгрывалась перед зрителями с участием музыкантов, хора, танцоров и представляла собой красочную феерию. Эпилоги были короткими и емкими. В них выражалась главная нравственная идея, прописывался вывод, который автор хотел донести до публики. Однако, уже в Древнем Риме значение этих частей драмы было утрачено. Постепенно и вступления, и заключения все более сокращались, а иногда и вовсе игнорировались. В более поздние периоды, что можно увидеть, например, у Шекспира, были и эпилоги, и прологи, но они не имели особого значения для основных событий и формирования отношения к ним публики.

Если говорить об эпических жанрах, то здесь ситуация обратная. Фольклорные сказки, былины, первые поэмы имели очень короткие вступления и заключения. Они могли ограничиваться одним четверостишием в начале и конце, как в "Песни о Нибелунгах", или вовсе выполнять орнаментальную функцию, например, сводиться к "ворота открыты — ворота закрыты". Однако, чем дальше развивался эпос, чем более индивидуальным остановился, тем чаще встречались прологи и эпилоги. Писатели пытались четко направить мысль читателя, донести до них свои представления, определить личную позицию. В девятнадцатом веке, когда в ходу стали повести и популярность обрели романы, авторы начали втискивать в начало и конец то, о чем не смогли гармонично рассказать в основном тексте, но считали важным для понимания сюжетных веток и характеров персонажей. Некоторые, например, Лев Толстой в "Войне и мире", не ограничивались одним эпилогом, а писали их сразу несколько.

Используют ли современные писатели вступления и заключения в своем творчестве? Да, но далеко не все и не всегда. Иногда прологом становится некий кульминационный момент, который позже будет раскрыт в основной части. Увидеть подобное можно в саге "Сумерки" Стефани Майер. Заключение иногда относится к иному времени и даже героям, то есть раскрывать некую в корне другую общественную реальность, фактически новый мир. Так, в частности, использовал заключение Филип Рив в цикле "Хроники хищных городов". И все же, хотя полностью каноническая композиция произведения не исчезла, многие недооценивают роль этих сюжетных структур, не отдают себе отчета в том, как их можно использовать, чтобы усилить восприятие читателя.
 
avatar

Вход на сайт

Информация

Просмотров: 14009

Комментариев нет

Рейтинг: 4.7 / 6

Добавил: redaktor в категорию Энциклопедия литературы

Оцени!

Категории

Выбор редакции - лучшее [26]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [104]
Самое интересное!
Классики и современники [431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [804]
Творческая жизнь [281]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1067]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [500]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [100]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [156]
Архив новостей [80]
ТОПы [50]
А знаете... [66]
Энциклопедия литературы [93]

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0