Нежелание детей читать и настоящая война, которая разгорается практически в каждой семье, когда речь заходит об обязательном ознакомлении с литературой из школьной программы, одна из серьезнейших проблем современности. Кем вырастут мальчишки и девчонки, если будут учиться исключительно на тиктоках да инстаграмах?
Ответ очевиден.
Надеясь, что при правильном подходе и при условии, что мнение ребят услышат, некоторые взрослые проводят опросы среди целевой аудитории. В конце 2020 года Российское движение школьников пообщалось с несколькими тысячами учащихся и запротоколировало их ответы, которые, возможно, ответственные за составление программы люди возьмут на вооружение. Самым нелюбимым произведением, которое не желают читать старшеклассники, стал роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Целых шестнадцать с половиной процентов опрошенных сообщили, что считают историю слишком длинной, сложной, изобилующей непонятными словами и затянутыми описаниями.
"Тараса Бульбу" Николая Гоголя ребята обвинили в чрезмерной жестокости. Это, по их мнению, не подходит для ознакомления в юном возрасте. "Муму" Ивана Тургенева также вызвала негативную оценку. Произведение, по словам ребят, очень грустное и негативно воздействует на психику. Пятерку лидеров в антирейтинге завершают "Обломов" Ивана Гончарова из-за скуки и затянутости, а также "Преступление и наказание" Федора Достоевского, которое школьники называют мрачным и не в меру взрослым.
Учащиеся признались, что хотели бы увидеть в программе книги Стивена Кинга, Рэя Бредбери и, обязательно, Джоан Роулинг. Им кажется, что разбавить отечественную классику зарубежной, а также изучать на уроках творчество современников, было бы куда интереснее. Среди своих любимых жанров дети назвали фэнтези, фантастику и детектив. А среди книг, которые прочитали с удовольствием в свободное время, указали истории о Гарри Поттере, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, "Портрет Дориана Грэя" Оскар Уайльда и "Виноваты звезды" Джона Грина.
Получается, нелюбовь ребят к книгам вовсе не неизлечимая болезнь. Она порождена отказом взрослых услышать, что говорят им школьники, попытаться понять их позицию и найти некий компромисс, который помог бы совместить классическую программу с той, которую хотят представители нового поколения. В некоторых странах педагоги уже стали миксовать новое и старое, постепенно вырабатывая подходы, которые позволят увлечь аудиторию и воспитать в сердцах малышей и подростков любовь к чтению.
Возможно, это более правильно, чем насильственное насыщение информацией. Ведь, полюбив книги, однажды они сами могут обратить внимание на "Войну и мир", "Преступление и наказание", а также другие романы, которые сейчас кажутся им утомительными, страшными, неприятными и давящими.