Добро пожаловать на литературный портал Регистрация Вход

Меню сайта

Стань партнером

Мнение школьников о программе по литературе: что исключить, а что добавить к современным урокам

Нежелание детей читать и настоящая война, которая разгорается практически в каждой семье, когда речь заходит об обязательном ознакомлении с литературой из школьной программы, одна из серьезнейших проблем современности. Кем вырастут мальчишки и девчонки, если будут учиться исключительно на тиктоках да инстаграмах?

Ответ очевиден.

Надеясь, что при правильном подходе и при условии, что мнение ребят услышат, некоторые взрослые проводят опросы среди целевой аудитории. В конце 2020 года Российское движение школьников пообщалось с несколькими тысячами учащихся и запротоколировало их ответы, которые, возможно, ответственные за составление программы люди возьмут на вооружение. Самым нелюбимым произведением, которое не желают читать старшеклассники, стал роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Целых шестнадцать с половиной процентов опрошенных сообщили, что считают историю слишком длинной, сложной, изобилующей непонятными словами и затянутыми описаниями.

"Тараса Бульбу" Николая Гоголя ребята обвинили в чрезмерной жестокости. Это, по их мнению, не подходит для ознакомления в юном возрасте. "Муму" Ивана Тургенева также вызвала негативную оценку. Произведение, по словам ребят, очень грустное и негативно воздействует на психику. Пятерку лидеров в антирейтинге завершают "Обломов" Ивана Гончарова из-за скуки и затянутости, а также "Преступление и наказание" Федора Достоевского, которое школьники называют мрачным и не в меру взрослым.

Учащиеся признались, что хотели бы увидеть в программе книги Стивена Кинга, Рэя Бредбери и, обязательно, Джоан Роулинг. Им кажется, что разбавить отечественную классику зарубежной, а также изучать на уроках творчество современников, было бы куда интереснее. Среди своих любимых жанров дети назвали фэнтези, фантастику и детектив. А среди книг, которые прочитали с удовольствием в свободное время, указали истории о Гарри Поттере, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, "Портрет Дориана Грэя" Оскар Уайльда и "Виноваты звезды" Джона Грина.

Получается, нелюбовь ребят к книгам вовсе не неизлечимая болезнь. Она порождена отказом взрослых услышать, что говорят им школьники, попытаться понять их позицию и найти некий компромисс, который помог бы совместить классическую программу с той, которую хотят представители нового поколения. В некоторых странах педагоги уже стали миксовать новое и старое, постепенно вырабатывая подходы, которые позволят увлечь аудиторию и воспитать в сердцах малышей и подростков любовь к чтению.

Возможно, это более правильно, чем насильственное насыщение информацией. Ведь, полюбив книги, однажды они сами могут обратить внимание на "Войну и мир", "Преступление и наказание", а также другие романы, которые сейчас кажутся им утомительными, страшными, неприятными и давящими.  
avatar
4 Томская • 17:46, 26 Июн 2021
Вопрос не однозначный. Легко бы было пойти на поводу у детей и включить в программу обучения " Гарри Поттера" А зачем? Дети его и так прочитают. А вот станет обязательным, тогда не факт. Дух противоречия! У меня иное мнение: менять надо систему преподавания литературы. Зачем детям читать? Цель? А если для того, чтобы уметь самим писать и складно говорить! У меня была система уроков литературы, основанная на развитии творческих способностей. Прекрасно прошла апробацию в белорусских школах в 80-е годы и в детских домах Перми в 90-е. И читали дети, и писали, и интеллект развивали. И в начале реформы в 2000 мы пытались сформировать библиотечное ядро, исходя из задач развития. Но вышло, как всегда. Все , с кем работала, ушли из профессии, да и я тоже. От бессилия что- либо изменить. Мы не пропали, но воз и ныне там. Кстати, я настаивала на том, чтобы Достоевский остался в программе. От учителя зависит понимание его книг детьми. Мои ученики, слава Богу, прекрасно понимали, что хотел донести до нас Достоевский. А в остальном согласна, программу надо менять. Но не оглуплять, а поднимать. В русской литературе достаточно компактных по объёму, но великих по мысли книг. И учителя ещё остались грамотные. Вот им бы и решать.
Спасибо.
Удачи.
avatar
3 pavelpanov • 12:47, 27 Фев 2021
Начинать нужно с телевидения. Пока с экранов льется пошлость и дешевые американские поделки, русской литературе не пробиться к детям. Грустно, но факт - мы потеряли поколение.
avatar
1 LikaLika • 10:33, 16 Фев 2021
вот соглашусь.
как филолог, практикующий учитель, соглашусь. Уроки по этим произведениям все равно идут вхолостую, поскольку воспринимать содержание сознание ребят не хочет, отказывается. И не столько от лени, сколько по очевидной далёкости сегодняшнего поколения от тех проблем, что там поднимаются. Они, проблемы, неочевидны для детей, не занимают их. Могу сказать, что и для нас, в 70-80 годы, все было примерно так же. Разве что тогда никому в голову не приходило спрашивать наше мнение.Книги, перечисленные в опросе, сами по себе великолепны, без них русская классическая литература будет существенно обеднена, но - это книги для взрослого ума и сознания.Причем, такого, который испытывает в них насущную потребность в связи с какими-то вопросами, что ставит перед человеком жизнь.
Тогда чтение будет не умозрительное, не поверхностное, а глубокое, ибо будет необходимым.
avatar
0
2 redaktor • 17:12, 24 Фев 2021
Спасибо за Ваше мнение. И я с Вами полностью согласна. Если любовь к литературе не привьется в школе, довольно сложно будет полюбить читать уже в зрелом возрасте.
avatar

Вход на сайт

Информация

Просмотров: 4691

Комментариев: 4

Рейтинг: 5.0 / 1

Добавил: redaktor в категорию Классики и современники

Оцени!

Категории

Выбор редакции - лучшее [26]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [104]
Самое интересное!
Классики и современники [431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [804]
Творческая жизнь [281]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1067]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [500]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [100]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [156]
Архив новостей [80]
ТОПы [50]
А знаете... [66]
Энциклопедия литературы [93]

Статистика


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0