"И вечный бой! Покой нам только снится"... Или все же покой, а бои пусть ведут другие, желательно далеко и тихо? Едва ли многие наберутся храбрости, чтобы дать честный ответ на скользкий вопрос с очевидным подвохом. Современная писательница Ольга Гладышева стала исключением из общего правила. Ей достало смелости посмотреть правде в глаза, задуматься над увиденным и превратить полученные в результате сложного и довольно болезненного анализа реальности выводы в роман, полный абсурдов и парадоксов, за которыми зашифрованы неприятные для многих откровения.
Книга "Кыштымский карлик, или Как страус родил перепелку" создавалась не в качестве сладкой пилюли, призванной облегчить муки совести, удержать в привычной действительности и помочь сконцентрироваться на насущных вопросах путем подсказки простых и логичных решений. Это лекарство иного рода. То, что приближает кризис — самое опасное и мучительное состояние в болезни, которую большинство представителей современного человечества не видят, не замечают и не признают. Этот недуг — лицемерие перед собой. Мы заблуждаемся насчет себя и других, веря в любознательность людей, их стремление быть непредвзятыми и искать тайные смыслы бытия, словно кто-то к ним готов и сумеет принять без "но" и "если".
Ольга Гладышева представила вниманию аудитории вымышленную ситуацию, дав в качестве предпосылки к ней ряд скандальных случаев из действительности. Ее целью являлось показать, как человек в широком смысле слова, а не только ряд героев, отреагирует, если к нему в руки попадет по-настоящему большая загадка, способная изменить его представления о вселенной и дать шанс докопаться до собственных корней. В уральской деревушке нашли карлика размером с маленького ребенка, который, вполне вероятно, является инопланетянином или некой иной формой жизни. Простые люди, случайно впутавшиеся в это дело, проявляют преступную слепоту и халатность.
Ученые, агенты спецслужб, журналисты, которые должны заняться изучением и освещение проблемы, слишком поглощены собственными интересами и противоречивыми приказами начальства. Вскоре вырисовывается главная цель — перехитрить остальных и извлечь линую выгоду из ситуации. А потом... будет принято решение, что считать правдой, а что расценивать вымыслом, сплетней, а то и вовсе сказкой. То есть, наступит время выбирать, какую информацию вытащить из стен лаборатории, а какую похоронить раз и навсегда. Тут-то и зарыт камень преткновения, о который споткнутся читатели, словно он уже вырисовывался у них под ногами в привычной реальности, вдруг заимевшей второе и третье дно.
Цинично, жестко, без намека на принципы и идеалы, но натуралистично и логично писательница тянет сюжетные линии через пункты сомнений, любопытства, испуга, смирения с фактом, столкновения интересов, соглашения, выбора концепции, принятия решения и его реализации. Каждый раз читатель видит со стороны не просто горстку зарвавшихся и запутавшихся незнакомцев, до которых ему, по сути, нет дела, а человечество с его пороками и слабостями, к коему принадлежит он сам. Ему придется определить, по возможности честно, на какой чаше весов его место, и как бы он поступил, окажись вовлеченным в это интеллектуальное безумие с социальной, философской и психологической подоплекой. Зеркало, в котором он увидит отражение общества, знакомого и привычного, покажется карикатурой. Но вскоре очертания станут четче, а осознание собственного несовершенства и неготовности к великим истинам сделается невыносимым.
Впрочем, Ольга Гладышева спешит успокоить самых впечатлительных, когда устами своего персонажа говорит:
"Никому ничего доказывать нет смысла. Верить или не верить — это тоже личное дело каждого. «В Багдаде все спокойно», — утверждал когда-то персонаж одного фильма. В России тоже все спокойно. А вопрос «Кто мы на Земле?» пусть пока остается открытым...". Может, все действительно сводится именно к этому - к жажде покоя?
"Кыштымский карлик, или Как страус родил перепелку" - не сказка и не быль. Это не типовой формат фантастики, и совсем не фэнтези. Книгу нельзя причислить к драме или антиутопии, иронии или философии в чистом виде. Это все и сразу. Правда, которую не хочется знать. И ложь, которую уже нет мочи прятать от самих себя. Вероятно, многие читатели попытаются отмахнуться от очевидного, заявив, что их подобные вопросы не касаются, ибо их дело маленькое, а хата всегда с краю. Но это будет лишь еще одна ложь, которая позволит остаться в зоне комфорта и превратит дерзкий сюжет в жизнерадостную сказочку о гномиках, увы, тоже таящую в себе куда больше, чем кажется взрослым, ищущим не боя, а покоя.