Один из важнейших романов русской классики, с которым современники впервые сталкиваются во время учебы в школе, это "Герой нашего времени".
Михаил Юрьевич Лермонтов писал свой роман в эпоху, которую иначе можно назвать идеологическом вакуумом. Николаевская Россия — не место для настоящих, канонических героев. Ничего глобального, требующего немедленного внимания и приложения всех сил, не происходит. Люди, как мотыльки, живут одним днем, не участвуя ни в какой серьезной борьбе. Декабристы уже ушли со сцены. Будущие коммунистические и демократические идеалы пока не придумали. Остается лишь кружиться в вихре светских развлечений, чем, по большому счету, занимался сам писатель и его товарищи. Страсть к роскоши, себялюбие, эгоизм — все это черты, которые были присущи герою литературного произведения. Но они появились не из воздуха. Печорин — это собирательный образ типичного представителя лермонтовского поколения и до определенной степени его самого. Недаром ведь в судьбе персонажа и его создателя столько общего. Они оба умны, принадлежат к аристократии, неоднократно разочаровывались в людях и жизни. Оба отправились в путешествие на Кавказ, с которым связаны яркие страницы их жизни. Принципиальное различие лишь в том, что Печорин, если верить его дневникам, приведенным в рамках произведения, действительно был равнодушен и циничен, причинял вред людям и играючи шел дальше. То есть, он был классическим лишним человеком, столь популярным в литературе эпохи. Лермонтов же только казался таким, оставаясь в действительности чувственным и чувствующим. Как бы иначе он смог создать такие шедевры, которые обсуждаются до сих пор и читаются не только на уроках школьниками, но и взрослыми людьми на досуге?
Отношение Михаила Юрьевича к его герою неоднозначно. Его подробно разбирают на занятиях, оценивают критики. Очень много цитат напрямую указывая, откуда и как писатель придумал Печорина и для чего понадобилось выводить такого персонажа на страницах. Он подчеркивает, что у него нет конкретного прототипа. Он все и никто одновременно. Автору "просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал..." При этом большей конкретики и оценки по шкале хорошо-плохо в книге не найти. Лермонтов дает читателю возможность самому понять, как воспринимать типичного героя его эпохи, испытывать к нему сочувствие или отвращение, ассоциировать с собой или отвергать саму такую возможность.
Примечательно, что спустя столетия, Печорины все еще здесь, среди нас. В эпоху, столь же пустую в идеологическом плане, как и николаевская, они появляются, словно грибы после дождя. Вполне вероятно, что автор этой статьи и ее читатели тоже "герои нашего времени" по Лермонтову, но боятся признаться в этом даже себе. Или, все же, нет?