Перспективы философии в XXI веке: «Что возьмёт верх: жажда наживы или жажда любви?»

Перспективы философии в XXI веке: «Что возьмёт верх: жажда наживы или жажда любви?»

Философия — явление не новое. Ещё в древнем мире люди пытались определить смысл жизни, создать систему ценностных ориентаций, обрести гармонию между внутренним и внешним миром. Шли столетия, менялась окружающая действительность, актуальные проблемы, темы социального значения, но философские эксперименты не прекращались никогда. Они продолжаются и сегодня, в частности, на страницах литературных произведений.

Философская лирика — отдельный жанр поэзии, очень востребованный как среди авторов, так и читателей. Сборники стихов «Откровение» публикуются в издательстве «Союз писателей» уже не один год. Редактором-составителем нового выпуска стала Рената Юрьева, автор книг «Незабудки», «Рябиновый рассвет», «За мечтой», «Память», «Прикосновение» и многих других.
О том, что такое философия в ХХI веке, каковы её перспективы и о чём болят сердца современных писателей, приславших работы в проект, корреспондент пресс-службы Академии литературного успеха узнала из первых уст.

Корреспондент: Рената, Вы были редактором-составителем сборника философской лирики «Откровение». Расскажите, в чём особенность этой работы.

Рената Юрьева: Необходимо было из всех присланных работ авторов выбрать стихи, соответствующие требованиям отбора. Самой большой сложностью стало отнесение жанра стихотворения именно к философской лирике. Иногда складывалось ощущение, что автор не совсем понимает это, путая жанры. Философские стихи (и их разновидности: гражданская лирика, религиозная лирика, мистика и эзотерика), помимо обязательных раздумий о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях, как правило, содержат скрытый смысл, кроме понятного основного, который может раскрываться, кстати, не сразу, а после прочтения стихотворения, причём не один раз. Главное в размышлениях авторов в таких стихах — не перечисление мыслей или постулатов, а глубина размышлений, ответ на вопрос «почему?». Вот таких стихотворений было в отборе не так уж и много.

Корреспондент: По какому принципу отбираются произведения в подобные проекты? Есть ли какие-то советы литераторам, как правильно подготовить свою подборку, чтобы её не отклонили?

Рената Юрьева: Принципы те же самые, что и в проводимых литературных конкурсах: соответствие заявленной теме, грамотность речи, техника написания. Не менее важна авторская индивидуальность, стиль, оригинальность подачи этой вечной по сути темы.

Отбирая стихи на конкурс или в сборник, например, необходимо «сверить» свои произведения с теми вышеперечисленными критериями, мысленно или даже письменно (галочкой, плюсиками, другими значками) помечая соответствие или отсутствие такового.

Отдельно хотела бы сказать о правилах подачи произведений на конкурс. Казалось бы, мелочь, но неправильная подача отнимает очень много времени и может приводить к некоторым неудобствам и казусам, к сожалению. Если в условиях сказано подавать не в теле электронного письма, а в отдельном вордовском документе, то надо так и делать. Многие авторы, проигнорировавшие это условие, писали стихи прямо в теле письма, из-за чего их произведения трансформировались в форму прозаического текста, без разделения на катрены, и я, на свой страх и риск, делила их сама. А вдруг ошибалась? А вступать в переписку — не в правилах данной работы. Многие авторы вообще не писали обязательные выходные данные, как электронный адрес, место жительства, ссылки. Всё это говорит ещё и об общей культуре авторов.

Корреспондент: Согласно Вашему опыту работы с философской лирикой как автора, редактора-составителя и читателя, какие темы более других волнуют современных поэтов?

Рената Юрьева: Вот это и удивляет, и заставляет убедиться в вечности и популярности тем! Людей во все времена волновали и волнуют одни и те же темы! Для меня это очень интересное открытие, подтверждающее истинные ценности. Это — темы о смысле жизни (!), борьбе добра и зла, о своём предназначении и месте в жизни. И даже если пишут о любви, то с той долей философии, которая показывает попытки авторов понять её сущность. Можно было бы среди новых тем назвать размышления с политическим уклоном, недовольством и поиском причин и решений проблем современности, но по сути эти же вопросы тоже поднимались всегда, менялись только названия, лица, уровни… И я так полагаю, что и в будущем именно эти темы останутся актуальными и постоянными. А это, надо думать, означает ещё и то, что ответы на эти интересующие людей вопросы до сих пор не найдены…

Корреспондент: Как эти темы отличаются от тех, что поднимали классики? Есть ли принципиальные различия?

Рената Юрьева: Отличаются, конечно, манерой изложения, что вполне понятно. Также стихи пишутся в основном от первого лица, ибо философская лирика — это, в первую очередь, пережитый опыт, видение и мироощущение самого автора, которые читатель может принять или не принять, и это нормально.  Но традиционным местоимением в философской лирике является всё-таки «я», а не «мы», что встречается в некоторых конкурсных стихах.

Но вот у классиков философской лирики, на мой взгляд, больше отточенных фраз, тонких и точных цитат, которые со временем стали афоризмами и часто цитируемыми изречениями. У современников я таких фраз нашла не так много. Как и классики, сегодняшние авторы любят давать советы, особенно в конце стихотворения, ставят вопросы, ищут ответы. Отличия ощущаются и в лексике. Всё-таки у классиков, мне кажется, она была богаче, насыщенней.

Мне нравится, когда авторы размышляют не абстрактно, а через ситуации («Автобус», «Соседка»).
Отличается и техника, в частности рифмы: они стали интереснее, меньше глагольных, изредка, но встречаются составные. Но в данном случае, полагаю, не стоит сравнивать: лучше или хуже это, потому что для того времени и глагольные рифмы считались вполне достойными, и допускались несколько искажённые варианты слов. Однако время идёт, развивается всё, а не только наука и техника, поэтому это вполне нормально, что и требования к поэтическим произведениям меняются, становятся более строгими.
В философских стихах, впрочем, думаю, не только в них, очень важна концовка, кода, которая заключает в себя суть вышесказанного. Этого тоже мало в присланных стихах.

От чертога до колыбели
Не напрасно был пройден путь.
Лишь дорога приводит к цели.
Лишь добро — этой жизни суть.


Пиков (Роман Кун), г. Новосибирск

Всё пустое. Ведь нам только раз умирать,
Потому-то любые призывы к ответу
Только тешат сполна королевскую рать,
Что под крики толпы распинает поэтов.


Ирина Суховейко (Малкова), г. Новокузнецк


В качестве удачного примера философского стихотворения хочу привести несколько:

…Стихи… Любовь… Вернувшаяся жизнь.                                                                              
Не знаю уж, на радость ли, на горе —
не иссякает творчества поток.
Сквозь сигаретный дым кричу: «Держись!»
Лечу стрелой (куда ж без аллегорий…)
с бездумной тетивы… И верю в то,
как будто это вижу наяву,
что злая капля, точащая камень,
не упадёт в ладонь. Гудит вокзал
вселенной. Той, в которой я живу…
И всё пытаюсь досказать стихами
что всею жизнью так и не сказал.

Владимир Черемисин, пос. Мошково Новосибирская обл.
                   

О тайном

Делиться тайной — строчками из писем,
к примеру, — не спеши, уменьши пыл,
поскольку ведай: станешь ты зависим
от тех, кому сокрытое открыл.
Их слёзно умолять тебе придётся
держать в секрете тайну, только — зря.
Зачем же делать то, за что вернётся
тебе неосмотрительность твоя
бедой — возможно, большею средь сотен
других несчастий, подлостей, измен?..
Молчишь — недосягаемо свободен,
раскрылся — угодил в неволю, в плен.

О тайном — твердокаменно молчи.
Закрой замок и выброси ключи.

Алексей Назаров, г. Новосибирск

Я выделила строки, достойные стать афоризмами, и заключительные — как отсыл к Тютчеву. Как и у Нероновой Александры, г. Москва:

Глубока тоска без дна —
Словно ил речной,
Стать безмолвным как гранит
Надо мне…


Корреспондент: Что вообще такое современная философия? Какие основные концепции она должна рассматривать, чтобы быть актуальной?

Рената Юрьева: Наверное, Вы имеете в виду философию в поэзии в сегодняшние дни? Поскольку сам термин и его суть «современная философия» — это серьёзный экскурс в прошлые века. И в таком случае, осмелюсь высказаться, что основные концепции остались прежними: показать в своих размышлениях тесное переплетение главных «действующих лиц» на Земле: природа, мир, человек, космос. А вот как именно подать, через какие сюжеты, детали, образы, — это уже и формирует особенности, как автора, так и его эпохи. Сегодня, пожалуй, язык жёстче.

Корреспондент: Есть ли у Вас любимые произведения философской тематики, написанные авторами классиками или современниками? Почему именно они?

Рената Юрьева: Я не буду оригинальной, назвав любимым и совершенным автором философской лирики Фёдора Тютчева. Его стихи завораживали и запоминались ещё в детстве, когда я толком и не знала ни имени его, ни творчества. Точно помню с детских лет два из них, оказавших почти магическое влияние на меня, поразивших детский ум и душу, которые, мне кажется, ещё не до конца и понимали глубину этих строк: это «SILENTIUM!»:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...


Я до сих пор, перечитывая их, открываю и убеждаюсь (уже вкупе со своим жизненным опытом) в их истине и глубине.

Сама того не подозревая, в некоторых своих стихах я чувствую его влияние и взгляд на мир.

СЛОВО И МЫСЛЬ

«Мысль изречённая есть ложь», —
Сказал поэт один великий.
Он прав, конечно, только всё ж
Так хочется излить все крики
Ранимой, чувственной души!
И есть стихи… В них — чувств спасенье,
Запечатлённый глас тиши,
И слов, и мыслей примиренье…
«Мысль изречённая есть ложь»,
Несказанное слово — пытка.
Судьбу и сердце разобьёшь
Их дефицитом иль избытком.


Я не перестаю восхищаться удивительной афористичностью не только строк, а целых катренов поэта! Его краткостью и бесподобным талантом заключать всего в четырёх строках глубочайшие мысли и образы.
Своё первое стихотворение на одну из самых философских тем, о Времени и Вечности, Тютчев написал в тринадцать лет (!):

О Время! Вечности подвижное зерцало! —
Все рушится, падёт под дланию твоей!..
Сокрыт предел твой и начало
От слабых смертного очей!..


И я в своих стихах нередко размышляю об этом:

МУЧИТЕЛЬНАЯ ТАЙНА

Что Время для нас, в мир пришедших случайно:
Мираж детских сладостных грёз мимолётный,
Ряд замков воздушных, пустых — беспилотных,
Порывы событий своих и залётных?
Мучительно сладкая вечная тайна…
Захочешь минуту продлить сладострастья —
Как будто назло, время мчится кометой.
Пытаешься быстро найти все ответы,
Но стёрты ботинки и песни пропеты,
А ты только понял, в чём зиждется счастье.
А стрелки на личном моём циферблате
Давно шумный полдень уже миновали.
Живу на реликтовом я ареале.
Небесная синь обретает цвет стали.
Удача нуждается в нервной оплате.
Стал твёрже мой шаг. Завершён срок прелюдий.
Нисходит прозренье об истинном смысле,
Но шансы не те: в днях прошедших зависли…
И маются, каются бренные мысли
О Времени — главном из жизненных судей.


И вот ещё стилизация на его знаменитое стихотворение «Я встретил вас…», как пример философских вкраплений в любовную лирику:

Расстались мы осенним утром,
Когда дождь плакал в тишине.
Есть столько грусти в слове мудром,
Как горечи в сухом вине.
Тут не простое расставанье,
Тут стёрты краски жизни всей.
Угасла музыка желанья,
Померк свет солнечных огней.
Так в тёмной комнате без окон
Теряешь времени отсчёт,
Минуты тянутся жестоко,
Вмещая час и целый год.
Я не желаю объяснений,
К чему обман бесплотных слов?
Во мне живут дни наслаждений,
И та ж в душе моей любовь.


Из других стихотворений очень нравятся, конечно же, стихи Михаила Лермонтова:

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.


Владимир Маяковский:

Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?...


Иосиф Бродский:

Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка сегодня, крупица вчера,
и к пригоршне завтра добавь на глазок
огрызок пространства и неба кусок…


Из современников очень люблю стихи Евгения Евтушенко, как, например, это, которое вошло в меня сразу, в душу и в память, ещё в юности:

Не понимать друг друга страшно —
не понимать и обнимать,
и всё же, как это ни странно,
но так же страшно, так же страшно
во всём друг друга понимать.
Тем и другим себя мы раним.
И, наделён познаньем ранним,
я душу нежную твою
не оскорблю непониманьем
и пониманьем не убью.


Корреспондент: Как философские темы раскрываются в творчестве поэта Ренаты Юрьевой?

Рената Юрьева: Не знаю как. Если честно, начиная писать, я не ставлю себе задачу: «сейчас я буду философствовать и размышлять», это получается само по себе, в процессе. Причём я «обнаружила» однажды, что даже в пейзажной, любовной лирике всегда присутствуют философские нотки.

ВЕЧНОСТЬ

Мелькают жизни дни, событья.
Как в скором поезде живём,
И не могу с собой побыть я,
Не вижу смены лет, времён.
Лишь занялась зарница лета —
Уж осень жалует дождём.
Плутаем часто как без света
И лучших дней когда-то ждём…
И вдруг морозным утром стылым
Средь шумных буден иногда
Блеснёт на солнце звёздной пылью
Земля, деревья, провода.
И вдруг исчезнет мир распятый,
Его проблемы, суета,
Лишь этот миг, зимой объятый,
Лишь тишина, лишь красота!
Глаза слезятся от мороза
Иль от нахлынувшей любви?
Любви к есенинской берёзе
И к вечным таинствам земли.
К чему искать смысл бесконечно?
Что значат слава и слова,
Когда перед тобою вечность,
И лишь она всегда жива.


Трудно, почти невозможно сказать что-то новое о мире. Но можно сказать другими словами, свежими, порой неожиданными образами, олицетворениями. И мне нравится такой поиск, радуюсь очень, когда в обычных и привычных предметах, явлениях, нюансах нахожу потайной смысл, ассоциативные мостики, соединяющие берега, например, природы и мира людей.

РАЗМЫШЛЕНИЯ В ПУТИ

По спирали к звёздной дали
Поднимаются года.
Медленней, быстрей… устали:
Чаще плети, чем медали,
Слов проточная вода…

Грусть — дождями щедро, вольно;
Радость — радуге под стать.
Расставаться добровольно,
Может, мудро, только больно.
Падать проще, чем вставать.

В одиночестве средь люда
Вверх по взлётной полосе.
Не дают на время ссуду.
С терпеливостью верблюда
Груз ошибок тянут все.

Оборвёт спираль когда-то
Свой витиеватый путь…
А пока открыта дата,
Не считай свои утраты,
Благодарным жизни будь…


Корреспондент: Смысл жизни — что это такое? Каков он для Вас?

Рената Юрьева: О, это одна из любимых тем, особенно в ранних стихах. Мне кажется, в один день я даже устала от своих поисков смысла жизни (отчего-то мне всегда было важно знать, для чего я — в этом мире), и вот тогда я «поставила точку» (впрочем, поиски этой вечной тайны продолжаются всегда и почти в каждом произведении):

На поиски смысла всей жизни своей
Я тратила силы и годы.
Взрослею, мудрею, но даже трудней
Понять, для чего ты и кто ты.
А может, нашла уж и рядом живёт
Он в образе дочки и сына?
А может, в саду, где спокойно растёт
Посаженная мною рябина?
Иль в небе, где вольно среди ярких звёзд
Рождённый мной стих обитает?
Я не разучилась любить свет берёз,
И устали ум мой не знает.
Вот только друзей затерявшийся след
Покой мой тревожит ночами.
Ошибок да старости больше примет,
Увы, всё растёт за плечами...
Что есть, чем живу я — у всех на виду,
А что жизни смысл затаённый?!
Ведь главное, я не стою, я иду
По миру с душой просветлённой...


Корреспондент: А что по поводу жизни после смерти: верите ли Вы во что-то подобное?

Рената Юрьева: Не верю. И не люблю эту тему.

Корреспондент: Как Вы думаете, будут ли в дальнейшем трансформироваться философские представления о мире и человеке и в какую сторону?  

Рената Юрьева: Конечно будут, но не думаю, чтобы кардинально. А сторона зависит от поступков людей, определения ими ценностей на данный момент, их выбора и отношения к миру. Что возьмёт верх: жажда наживы или жажда любви? Об этом нам только предстоит узнать и следует надеяться на правильность выбора.

Корреспондент: Надежда — ещё одна философская тема для отдельного разговора. Но можно ли представить жизнь без неё? Так что будем надеяться. В этом умении — сила и слабость человека.

Екатерина Кузнецова, руководитель пресс-службы Академии литературного успеха



 

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети