У каждого поколения свои герои.
Виктор Пелевин — литератор, который стал рупором так называемого «Generation „П“». Люди, чье личностное формирование пришлось на сложные девяностые годы, когда старые идеалы были разрушены, а зачатки новых еще даже не начали выкристаллизовываться из воцарившегося в стране хаоса, узнают себя в сложных, противоречивых персонажах, миры вне и внутри которых стали отражением эпохи постмодернизма.
Именно постмодернизм — одна из характерных черт творчества Виктора Олеговича. Под этим термином следует понимать механизм смены культурных эпох, когда прошлую нельзя просто стереть, но необходимо переосмыслить для формирования следующей. Именно этим и занимается писатель в каждой своей книге, начиная от «Омон Ра», положившей начало его популярности в далеком 1992 году, и заканчивая «Transhumanism Inc.», которая увидела свет в 2021 году. Многое изменилось за тридцать лет, которые отделяют эти два произведения друг от друга. Но в какую сторону? Каким человек был на выходе из СССР и каким стал на входе в новую, пока неведомую эру? Вот вопрос, который находит ответ при попытке проследить историю развития феномена Пелевина в современной литературе.
В прошлом, которое одним покажется недалеким, а для других ознаменует целую жизнь, Виктор Олегович мыслью стремился в космос, где жили фантазии шестидесятников и семидесятников. Но если представители прошлых поколений исследовали мир за пределами Земли, пытаясь визуализировать его и адаптировать для человечества, Пелевин, как постмодернист, на страницах романа "Омон Ра" поставил под сомнение громкие заявления о совершенных открытиях, а объектом своих литературного исследования сделал не вселенную как таковую, а жизнь человека, ограниченную узостью его знаний и воздействием общественной пропаганды. В «Generation „П“» он шагнул дальше в будущее, обратившееся сейчас уже в прошлое, и рассмотрел проблему коммерциализации социума. Он сконцентрировал внимание читателей на информационном давлении рекламы на разум потребителя, то есть, фактически показал, как формируется потребительское общество, в котором мы живем сегодня. Писатель раз за разом смело ломал стереотипы. Он не боялся высказывать провокационные идеи, создавая настоящие фантасмагории, в рамках которых героями могли стать люди-насекомые («Жизнь насекомых») - по своей ментальности и образу жизни видоизмененные представители эпохи. Он соединял прошлое и будущее, заставляя их пересечься в одной точке — жизни выбранного героя ("Чапаев и пустота"). Он исследовал восточные духовные практики и переосмысливал паттерны, формировавшиеся столетиями, чтобы переложить их на новую эру развития человечества, нарисовав его четкую картину для современников и потомков.
Но вот прошли годы и идейный пейзаж вокруг нас изменился. Виктор Пелевин, идущий в ногу со временем, заинтересовался уже не днями минувшими и даже не настоящим, довольно определенным и устоявшимся. Он бросил взгляд в будущее. И то, что он увидел, стало смесью психоделии и антиутопии. Фактически, в новых книгах он отметил простой и сложный для осознания факт — люди оказались на очередном рубеже. Впереди еще одна смена культурной эпохи, которая в чем-то откатывается назад, а в чем-то семимильными шагами движется вперед. Но в чем? К чему? Как обычно, когда критики пытаются оценить творчество автора, они больше ставят вопросов, чем дают ответов. Потому что книги Пелевина — это не столько сюжет и яркое действие с выраженной завязкой, кульминацией и развязкой, сколько философские размышления на темы, которые ставит перед своей аудиторией само время. Это переосмысление принятых истин на новые и так до бесконечности, потому что этот процесс беспрерывен. И вот уже читатель держит в руках «iPhuck 10», а следом за ней «Transhumanism Inc.», где в своих футуристических фантазиях Виктор Олегович отталкивается от реальности дня сегодняшнего, но позволяет смутным пока еще общественным настроением окрепнуть, чтобы превратиться в целую систему.
Новую книгу Пелевина нельзя назвать фантастикой или антиутопией, философией или психоделией, каким-то образом четко классифицировать и охарактеризовать. Пелевин совсем не Оруэлл. Говоря о будущем и видя его в мрачных оттенках, Виктор Олегович разбавил эту мрачность мультяшной яркостью, которая на контрасте еще лучше ставит акцент на главной идее — мы выбрали неверный курс и двигаемся по направлению к пропасти, перегибы опасны, а мы перегибаем палку.
«Transhumanism Inc.» как бы логично вытекает из «iPhuck 10», но написана в принципиально другой стилистике. Пелевин пошел на эксперимент и, чтобы изложить идею в рамках одного созданного его фантазией мира будущего, использовал жанр короткой прозы. Семь рассказов — это истории семи человек, живущих в период после Сердоболской революции, когда планета стала развиваться по экопути, численность населения стремительно сократилась, Москва превратилась в городишко с двухэтажными зданиями из экологичных материалов, а бессмертие оказалось возможным, но лишь для избранных, чьи сознания помещены в специальные банки. Всем этим идеальным миром, в который вернулись конные телеги и традиционные формы сексуальных отношений, но гармонично вписались люди с чипами в головах, определяющими их потребительское поведение, заправляет корпорация, давшая название книге. А красной нитью через все семь сюжетов проходит судьба некоего Гольденштерна — ее основателя. В его истории отчетливо прослеживаются детективные нотки. Да, есть в этом что-то оруэлловское, куда же без этого, когда мы видим и Старшего Брата, который за всеми следит в той или иной форме, и контроль мыслей вместе с желаниями, и преуменьшение значения человеческой жизни, не говоря уж о свободе воли. Но это нечто в корне новое и Оруэллу недоступное, так как он не обладал столь яркой абстрактной фантазией и, главное, не владел информацией о ментальности общества будущего и его идеологических паттернах.
«Transhumanism Inc.» - это все еще постмодернизм, но уже принципиально нового уровня в сравнении с "Омон Ра", "Поколением "П" или даже «iPhuck 10». Это тоже переосмысление, но направленное на следующую смену культурных декораций. Писатель по-прежнему обращается к образам классики, переоценивая ее. Он цитирует собственные книги, пересматривая заложенные в них идеи. Но общество потребление, которое проходило этап становления в его первых бестселлерах, постепенно уходит со сцены. Что остается? Цикличность бытия-сансары, пришедшая в творчество автора из буддизма и ставшая еще одной его характерной чертой. На месте психоделичность образов, невероятность концепций, неувядающая ирония, легкость слога и сочетание классической глубины и популярной культуры.
Виктор Пелевин — это отдельная глава современной литературы. Это эпоха от ее начала и, вероятно, до ее конца. Никто, как он, не отражает настроения общества, не улавливает тренды, не материализует их словами и не развивает с помощью мысли в новую реальность, раскрывающую двери на страницах книг.