Зачем творит поэт? Уж точно не ради красного словца! По крайней мере, так считал Александр Сергеевич Пушкин. А кто мы такие, чтобы игнорировать мнение классика?
Стихотворение "Пророк", которое было написано во время Михайловской ссылки автора, продлившейся с 1824 по 1826 год, и опубликованное двумя годами позже в "Московском вестнике", это литературная иллюстрация на тему необходимости говорить народу правду и ничего кроме. В этом писатель видел свое предназначение и призывал коллег становиться на тернистую стезю пророка ради высшей цели.
Начало двадцатых годов девятнадцатого века стало для Пушкина сложным, полным потрясений временем. Мало того, что в изгнании он изрядно скучал, так еще и события в стране, которые напрямую затронули его друзей-декабристов не добавляли оптимизма, лишая покоя и вызывая негодование. Пятеро товарищей и единомышленников были казнены, остальные отправлены в Сибирь - это потрясение Александр Сергеевич переживал болезненно. Происходящее буквально потрясло основы его существования, изменило мироощущение, вызвало шквал разносторонне негативных эмоций. Вероятно, как следствие он увлекся религией, что проявлялось не в бесконечном молении, а в аналитическом изучение Библии и Корана. Пушкин много думал над поднятыми в святых книгах темами и адаптировал их под ту реальность, в которой жил. В результате на свет появился целый цикл стихотворений, условно озаглавленный "Подражание Корану".
"Пророк" - это переиначенная история об Исайе, который страдал от осознания человеческой греховности. Он получил от Господа повеление до конца света нести пророческую службу. В рамках творчества Пушкина пророком стал поэт, который глаголит истину и открывает глаза читателям на правду. Пророками в глазах писателя были друзья-декабристы, не убоявшиеся монаршего гнева, рискнувшие своими жизнями, счастьем и положением в обществе, чтобы привнести в мир справедливость. То есть, как и лирический герой, они отказались от всего земного. Пустыня, по которой бредет путник, что "духовной жаждою томим", метафора обывательского равнодушия, незнания и непонимания ситуации. Уголь, в который превратилось сердце пророка, обреченного на вечные мучения во имя истины, стремление декабристов к свободе и равенству для всех.
"Глаголом жечь сердца людей" - фраза, ставшая крылатой. Она пришла именно из этого стихотворения, вобравшего в себя боль, разочарование и шок поэта, ставшего перекрестком между религиозными текстами и современной Пушкину литературой, явившегося переложением вечных ценностей на привычную классику реальность.