"Рука дрожит написать... комедию"
«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Знакомая фраза? Ну, конечно же! Вы ее в школе наизусть учили со всеми знаками препинания, в сочинения вставляли столько раз, что не упомнить, а потом она стала для вас крылатой и использовалась уже в отрыве от литературы и от творчества Николая Васильевича Гоголя. Но с чего все начиналась? Как появилась эта сатира на социальную несправедливость?
В тридцатых годах девятнадцатого века писатель занимался созданием "Мертвых душ". В поэме были собраны и выставлены напоказ окружавшие его нелицеприятные реалии. Их он представлял в утрированной, гротескной форме, обличая то плохое, что ему не нравилось и хотелось бы изменить, буквально тыкнув в это носом своего читателя. Параллельно в голове классика зарождалась мысль о том, чтобы написать комедию, вернее сатиру, в рамках которой он смог бы еще доходчивее объяснить, как не надо поступать и сколько вокруг неправильности. Вдруг кто задумается? Вдруг литература, и правда, может что-то изменить?
Тогда Николай Васильевич обратился за помощью и советом к своему приятелю Пушкину. Он попросил поэта дать ему идею и обещал, что создаст из нее что-то такое, над чем все без исключения станут хохотать. У Александра Сергеевича как раз имелся подходящий сюжет, частично заимствованный из рассказов П.П.Свиньина, занимавшегося изданием "Отечественных записок", частично из собственного опыта. С Пушкиным и Свиньиным произошли похожие истории, но в разных местах, что позволяло думать уже не о случайном стечении обстоятельств, а о некой закономерности. Их обоих однажды приняли за правительственных чиновников, когда они ездили в провинцию по личным делам. Например, с поэтом это случилось в Нижнем Новгороде, где он обратился в архивы, когда искал информацию о пугачевском бунте. Естественно, и вели себя с литераторами так, как с чиновниками - с подчеркнутым уважением, подобострастием и заискиванием.
Не трудно догадаться, что Гоголю идея понравилась. Всего за два месяца "Ревизор" был готов. Работа длилась с октября по ноябрь 1835 года, а уже в январе он прочитал ее своим друзьям и коллегам на вечере у Жуковского. Люди оценили труд писателя, но восприняли его не совсем так, как тот ожидал. Они от души смеялись над этим "русским чисто анекдотом", но борьбы с мерзостью и несправедливостью не обнаружили, посчитали "Ревизора" удачной "комедией положений". Уже тогда Николай Васильевич понял, что его произведение нуждается в доработке.
Вскоре "Ревизор" впервые попал на сцену, правда, Жуковскому пришлось постараться, чтобы доказать власть придержащим - эта пьеса вовсе не подрывает устои. Василий Андреевич даже лично беседовал с Николаем I. И ему удалось убедить императора!
Хотя Гоголь лично следил за реализацией своей идеи, работа актеров ему не понравилась. Они не поняли сатиры или испугались ее остроты. В результате публика увидела водевиль, в котором выделялся лишь образ Городничего в исполнении И.И. Сосницкого. Несмотря на кажущуюся легкость, посыл дошел до адресатов. Аристократы и богатеи увидели, что их высмеивают. Сам государь, присутствовал на показе. Поговаривали, будто он заявил, что в этой "пьеске" ему досталось больше всех. Впрочем, сей комментарий может быть лишь сплетней, потому что надежных доказательств того, что Николай действительно ее произнес, не существует.
Хотя критику в свой адрес император понял, запрещать "Ревизора" он не стал. Пьесу не сняли. Она выдержала множество показов, критики и зрители высказывали свое мнение, часто негативное, актеры постепенно меняли игру и расставляли акценты, а Гоголь, наблюдая за этим, правил текст. Окончательная версия, которую сегодня учат в школах, вышла в 1842 году.