"Кто создан из камня, кто создан из глины..." - крик души Марины Цветаевой

Марина Цветаева... Великая поэтесса... Женщина с ярко выраженной индивидуальностью, такая же неукротимая и непредсказуемая, как морская стихия. Быть может, все дело в имени? Марина - морская. Кто знает. Одно не подлежит сомнению, каждое стихотворение поэтессы - буря, шквал, шторм, цунами. Зачастую не описание конкретной ситуации или четко оформленной мысли, что присуще творчеству другой знаменитой современницы писательницы Анны Ахматовой, а неразбавленное, не имеющее конкретного определения чувство, вырвавшееся из берегов души.

Пример стихийного выражения переживаний, характерного для Цветаевой, стихотворение "Кто создан из камня, кто создан из глины...". Поэтесса работала над ним в 1920 году, но только через два года читатели смогли познакомиться с произведением на страницах сборника "Версты". Оно было включено в цикл, посвященный Николаю Вышеславцеву. Тогда Марина была увлечена художником, с которым ее связывали дружеские отношения. Впрочем, эта привязанность оказалась недолгой и быстро сменилась горьким разочарованием. Тем не менее, созданный на пике эмоций цикл Н.Н.В. имеет большое значение для поклонников ее творчества и искусствоведов, стремящихся понять сердце Марины. Стихотворение перекликается с другим шедевром под названием "Душа и имя", которое датируется 1912 годом. И там, и там внутренний мир женщины раскрывается через имя, но прямо оно упоминается только в более позднем произведении: "Мне дело - измена, мне имя - Марина, // Я - бренная пена морская".

Цветаева использует имя Марина, чтобы показать свою связь с морем, которое она глубоко любила и которым вдохновлялась. Но куда важнее то, что таким образом, обращаясь к сути имени и его символике, она раскрывала волю лирической героини, ее силу, невозможность для себя исчезнуть, сдаться, сломаться, погибнуть. Марина в рамках стихотворения - это напоминание о вечности. Стихия и мятежный дух женщины, названной в ее честь, едины на страницах. Через метафоры и эпитеты они превращены в целое. Кудри героини подобны пене морской, которая сама по себе, будучи веселой, говорит о задорном нраве той, кто стала в строках олицетворением автора, а будучи бренной, превращается в символ конечности жизни человека. Еще один яркий образ - гранитные скалы. Это режим, о который разбираются судьбы, как волны о берега.

Неспроста появилась такая символика. Не наобум была выбрана стихия. Вчитываясь в слова Цветаевой, ощущаешь глубокую боль и одновременно надежду, непреклонность и страдание. Двадцатые годы, и правда, были тяжелыми для поэтессы. Тогда она находилась в немилости у власти. Ее творчество нельзя было печатать. Ситуация усугублялась семейными драмами. Смерть трехлетней дочки, ставшей жертвой голода, сильно отразилась на поэтессе. Муж Марины находился в эмиграции и не выходил на связь, что заставляло думать о самом худшем. Не было денег, чтобы нормально существовать, но имелось желание выстоять, выдержать все вопреки обстоятельствам, а главное - на зло врагам - слугам ненавистного режима, который довел женщину до бедственного положения.

"Кто создан из камня, кто создан из глины..." - ода решимости писательницы, ее стремлению жить, ее убежденности в том, что любые беды она преодолеет, ее нужде верить в это. Получается, красивое, немного сумбурное произведение без четкой сюжетной линии - буквально крик души, который звучит через десятилетия и заставляет современного читателя замереть, прислушиваясь к оттенкам шквалистых настроений Марины - морской, вечной, несгибаемой и неуничтожимой.

Оставить комментарий

Подписка: 1

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно

Соцсети