История написания романа «Мастер и Маргарита»

История написания романа «Мастер и Маргарита»

Многие знакомы с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Одни восхищаются фантастическими и сатирическими элементами произведения, другие же ищут скрытый подтекст, раскрывающий намерения автора показать через выдуманных героев и вымышленные ситуации суровую реальность 20-30-х годов прошлого столетия. В любом случае большинство читателей наверняка интересуются историей создания романа.

Михаил Афанасьевич начал писать его в 1928 году. Заканчивал же автор его, будучи уже на смертном одре, в 1940 году, и, к его сожалению, так и не успел внести последние правки. Произведение было опубликовано только в 1973 году.

История создания фантастического романа тесно переплетается с жизнью самого писателя. По воспоминаниям современников, в 1928 году у Булгакова были только черновые наброски романа, описывающие знаменитую историю Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Затем появился замысел написать историю о пребывании Сатаны в Москве 20-х годов. Михаил Булгаков несколько раз менял названия книги, среди которых «Сатана», «Великий канцлер», «Воланд» и другие. Но в роман, построенный вокруг образа чёрного мага, было решено добавить и других героев, так как цензура не допустила бы его до печати. Таким образом, стала зарождаться идея произведения, с которым мы знакомы сейчас.

В начале 1929 года автор знакомится с Еленой Шиловской. Она – красивая жена состоятельного поручика Шиловского, он – довольно известный, но скромно живущий писатель. Сначала их встречи носили дружеский характер, но позже возникло что-то более сильное.

Шиловская понимала, какая жизнь ждёт её с Михаилом Булгаковым, но не отказалась от любви. Ради писателя она ушла от мужа, рассталась со своими детьми, потеряла состояние, положение в обществе и была лишена возможности выезжать за границу. Именно Елена Сергеевна Шиловская стала прототипом Маргариты – женщины, готовой на всё ради своего Мастера. Героиня романа и стала ведьмой, и побывала на балу у Сатаны, и отомстила критику Латунскому за то, что тот нелестно отозвался о произведении Мастера. Елена так же, как и героиня романа, поддерживала своего возлюбленного и всецело отдавалась помощи в работе над романом.

Считается, что в конце концов автор решил изобразить Москву 20-х годов прошлого века. М. Булгаков и показал нравы того времени, и представил историю Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, и также смог оставить первоначальный замысел – сюжет о чёрном маге Воланде (при этом стоит отметить, что он не получился строго отрицательным; герой проявляет немилость только к жадным, заносчивым, лицемерным и помогает тем, кто действует из чистых побуждений). События в произведении очень тесно связаны, каждая деталь (которых немало) имеет значение.

Некоторые исследователи берутся утверждать, что основной идеей романа писатель ставил обличение ужасного времени, в котором он жил. Представления Воланда, говорящий кот Бегемот, история, похожая на известный библейский сюжет, - всё это лишь верхний слой, прикрытие. Под ним же скрывается критика власти, её жестокости, а прообразом Воланда является И. В. Сталин, как утверждают одни. Другие же намекают на личность В. И. Ленина (Владимир – Воланд; он так же, как и герой романа, приехал из-за границы).

В конце хотелось бы отметить, что данный роман – произведение на все времена. Благодаря «живому» языку и острой сатире книга так популярна. По роману сняты фильмы и сериалы.

Оставить комментарий

Подписка: 1

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно

Соцсети