Писатели - народ по определению впечатлительный. Поэтому все, что происходит вокруг них, оставляет глубокий след в их сердцах, а потом становится основой для книг. Некоторые произведения, вдохновленные реальными событиями, позже признаются шедеврами. Так случилось и с "Преступлением и наказанием", с романом, родившимся из нескольких скандальных и более чем грязных историй, приключившихся в мире незадолго до того, как Достоевский сел за работу.
Раскольников - это не один человек, а сразу несколько. Разные жизни и поступки, увы, неблаговидные, послужили почвой для произрастания сложного, многогранного литературного образа. Идея создания персонажа начала появляться у автора, когда в пятидесятых годах девятнадцатого века он оказался на каторге, где познакомился с настоящими преступниками и получил возможность пообщаться с ними, чтобы выяснить, каким образом устроена их психика. Оказавшись на свободе, классик нашел новые прототипы, судьбы которых произвели на него впечатление ничуть не менее яркое. Среди них профессор всеобщей истории Неофитов и французский поэт Ласенер. Именно их деяния, широко освещаемые в прессе, заложили фундамент для описания "интеллигентного убийцы", коим был Раскольников, то есть человека, который вышел не из низов общества, но все равно преступил черту.
О Ласенере - талантливом литераторе и безжалостном серийном убийце - Достоевский говорил в одном из своих писем. В нем он выдвинул гипотезу, согласно которой, будучи недовольным устройством общества, через свои кровавые деяния этот человек искал справедливости, искренне полагая себя не преступником, а жертвой. Неофитов же был "птицей" совсем другого полета. Он организовал банду, которая занималась продажей липовых лотерейных билетов.
Эти два случая косвенно упоминаются в романе Михаила Федоровича. Закон нарушают не только изгои общества, говорит писатель, привлекая внимание публики к этой неожиданной, выходящей за границы сложившихся стереотипов мысли.
И все же, не Ласенер и не Неофитов не стали Раскольниковым. Вся ситуация, которую Достоевский описал в книге, повторяет ту, что обсуждалась в газетах в 1865 году. Тогда некий молодой человек по имени Герасим Чистов, который работал приказчиком в лавке, зверски убил двух старушек. Как выяснилось на допросах, Чистов решил ограбить своих родственников Дубровиных, дождался, когда их не будет дома, и пришел с визитом. Кухарка, в гостях у которой находилась подруга-прачка, пустила молодого человека. Женщины накрыли для него стол. Кухарка отправилась в погреб за закуской. В это время преступник достал прихваченный с собой топор и нанес удар прачке. Потом он подкараулил вторую женщину и покончил с ней. Далее Герасим обчистил все шкатулки, которые сумел найти, и отправился создавать себе алиби. Он посетил множество знакомых и родных, которые в последствии говорили следователям, что в злополучный вечер Чистов сильно нервничал, у него тряслись руки, и вел он себя странно.
Похожее преступление, также отмеченное Достоевским, имело место в Петербурге. Там некий мещанин Степанов, прикинувшись доставщиком посылки, убил колежскую советницу Дуборасову, которая пустила его в дом и жестоко поплатилась за доверчивость. Пока вор грабил ее жилище, пришла родственница. Она могла стать второй жертвой, но женщина отчаянно сопротивлялась и громко звала на помощь. Этот преступник использовал не топор, а кирпич. К громкому делу читателя отсылает момент с фальшивым портсигаром, который Раскольников завязал сложным узлом, чтобы отвлечь свою жертву от его действий.
Достоевский писал "Преступление и наказание", опираясь на знание психологии убийц и на реальные события, освещаемые в СМИ. Но его идейным вдохновителем стал Наполеон III. Именно из концепции его книги "Жизнь Юлия Цезаря" пришла крылатая фраза: "Тварь я дрожащая или право имею?" Родион начал делить людей на тех, кто принадлежал к категории "тварей", то есть к серой массе, и тех, кто "право имеет", причисляя к последним себя. Как и французский император, он полагал, что сильная личность может и должна решать за других, для нее допустимо нарушать человеческие законы, а также не думать о таких мелочах, как мораль и нравственность.
Вот такой сложной является личность противоречивого персонажа из романа Достоевского, об анализ поступков которого поколениями "ломают зубы" не только школьники, но и зрелые исследователи.