Придумывают ли писатели своих героев или просто рассказывают о людях, которых знали лично? Бывает по-разному. Но самыми популярными обычно становятся наиболее настоящие персонажи. И они, как показывает практика, чаще имеют своих прототипов. Легендарный Шерлок Холмс, прославившийся своим дедуктивным методом определения преступников, не стал исключением из правил.
Кто же вдохновил Артура Конана Дойла?
Артур был старшим из семи детей художника Чарльза Дойла. И все они посещали местного врача Джозефа Белла, известного на весь Эдинбург. Это был увлеченный и талантливый человек, который с ранних лет проявлял склонности и к естественным, и к гуманитарным наукам. Делом своей жизни он выбрал медицину, но прослушал также курс лекций по химии, полагая, что для доктора эти знания не будут лишними. Мужчина имел свою лабораторию, где ставил химические опыты. Особенно его увлекала тема влияния ядов на организм. Белл был известен тем, что никогда не отказывал пациентам. Он был готов мчаться по вызову на другой конец города и лечить тех, кто не мог сразу сполна ему заплатить. Диагнозы он ставил даже раньше, чем больные успевали перечислить свои жалобы. Помогала дедукция. Доктор видел, как человек себя ведет, как выглядит, замечал множество деталей, помогавших ему в непростом деле. Параллельно с врачебной практикой Джозеф занимался литературой. Он писал поэмы, которые имели своих читателей. Конечно, в детские годы, когда Артур приходил на прием к эскулапу, он еще не знал, что видит перед собой прототип литературного персонажа, который прославит его на весь мир.
Став взрослым, Дойл решил стать медиком. Он поступил в университет, где Белл читал лекции. Попасть к нему на курс было очень непросто. Артуру пришлось приложить немало усилий. Но оно того стоило! Доктор Белл удивлял аудиторию не только фактическими знаниями, которых за годы работы накопил немало, но и своим умением понимать людей. Он приглашал пациентов на занятия и просил студентов рассказать, кто перед ними, откуда он прибыл, какой род занятий имеет, какие вредные привычки ему присущи. И, конечно, надо было на глаз определить, признаки какой болезни в наличии у человека. Однажды на прием пришел мужчина с лихорадкой. Белл безошибочно определил, что тот служит в армии. Почему? Пациент не снял шляпу, а оставаться в головных уборах было принято среди военных, которые должны были отдавать честь, что делалось с покрытой головой. Так как лихорадка у этого больного явно была вест-индийского происхождения, врач тут же определил, что тот прибыл с Барбадоса.
Белл также рассказывал своим ученикам, что по матросу всегда можно понять, где он несет службу. Что нужно? Лишь подметить, где и какие татуировки у него набиты. Подобных примеров было множество. Примечательно, что Артур вскоре стал ассистентом доктора Белла, а значит, имел возможность лучше освоить метод дедукции, научиться его применять на практике и наградить подобной способностью своего героя.
Но, конечно, не только склонность к анализу отличала Шерлока Холмса. И это не единственный талант, который он позаимствовал у Джозефа Белла. Герой и его прототип были похожи внешне. И тот и другой имели высокий рост (выше ста восьмидесяти сантиметров), худощавое, жилистое телосложение, орлиный профиль, волевой, выступающий подбородок, пронзительный взгляд, скрипучий голос.
Привычки Холмса и Белла тоже совпадали. Оба любили вставать поздно, курили трубку, обожали спорить, периодически впадали в хандру. Конечно, детали пристрастий Белла современникам неизвестны. Но вот Холмс, будучи в депрессивном настроении, надевал мышиного цвета халат, в котором разгуливал по квартире. У него были домашние наряды и других расцветок, которые он подбирал под состояние духа. Если у героя появлялось желание спорить, он убирал глиняную трубку и брал ту, что была сделана из вишневого дерева. К еде и Шерлок, и Джозеф были довольно равнодушны. Оба частенько запирались в своих лабораториях, где ставили химические опыты.
Примечательно, что Джозеф Белл внимательно следил за творчеством своего ученика Дойла. Когда доктору намекали, что он является прототипом главного героя, он отнекивался. Джозеф всегда говорил, что в действительности Холмс — это сам Артур, но никто ему не верил. И правда, совпадений именно с личностью Белла было предостаточно. А «вишенкой на торте» аналогий стала дата выхода дебютной истории о великом сыщике. Мир узнал Шерлока 1 декабря 1887 года, за день до пятидесятилетнего юбилея прославленного терапевта.