У каждой истории есть предыстория. Сложное всегда рождается из простого, а шедевр порой становится продолжением игры. Для тех, кто хотел бы поспорить, мы подобрали интересный пример, наглядно иллюстрирующий теорию, которая вполне сгодится для какого-нибудь философа, чтобы, выслушав ее, мысленно протянуть ниточку от атома до вселенной. Пример наш, естественно, литературный.
Всем знаком роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Он стал классикой готического жанра, является предтечей множества книг и фильмов в жанре ужасов, а кое-кто причисляет данное произведение к числу научно-фантастических, то есть ставит его первым в бесконечном ряду историй, когда-либо написанных в этом литературном направлении. Сюжет, придуманный Мэри, переносит читателя в девятнадцатый век и знакомит с ученым, сумевшим разгадать тайны мироздания, а потом из кусков трупа сшить новый организм и заставить его быть подобием чего-то живого, если под этим, конечно, подразумевать нечто двигающееся и как-то функционирующее. Но что могло вдохновить юную девушку, которая еще не дожила и до двадцати лет, на подобные ужасающие фантазии? Откуда вообще они взялись в ее эпоху, когда дамы редко брались за перо даже для того, чтобы признаться кому-то в любви или тем паче написать роман?
Оказывается, подтолкнул к созданию культовой вещи Мэри не кто иной, как самый мрачный английский поэт лорд Байрон. Дело было так. В 1816 году на одной вилле, располагавшейся на берегу Женевского озера, собралась компания. В нее входил, естественно, Байрон, который проводил время вместе со своей скандально известной любовницей Кларой Клэрмонт, и их друзья: Перси Шелли, его будущая супруга Мэри, врач и писатель Джон Полидори. Им не повезло. Погода стояла отвратительная, выйти на улицу было невозможно, приходилось развлекать себя в четырех стенах, а это не так-то просто, когда под рукой нет ни телевизора, ни Интернета. Поэтому приятели читали друг другу вслух. Они выбрали книгу о призраках «Фантасмагориана» и изрядно пощекотали себе нервы. А потом неутомимый Байрон предложил игру. Все собравшиеся должны были придумать какой-нибудь жуткий сюжет.
Спустя время, когда распогодилось и все разъехались по домам, две истории, рожденные в тот ненастный вечер, получили печатную жизнь. Идея одной из них принадлежала самому лорду, правда, реализовал ее Полидори в книге «Вампир». И это произведение стало первым в череде вампирских романов. Вторая книга целиком и полностью стала триумфом Мэри Шелли. Правда, первая попытка опубликовать ее не принесла автору славы. Имя писательницы даже на обложке не стали упоминать. Зато вторая попытка прошла на ура. «Франкенштейна» издали во Франции в 1823 году. А предыстория, которую вкратце мы изложили в этой статье, была рассказана самой миссис Шелли читателям. Ее напечатали в качестве предисловия перед третьим, отредактированным изданием в 1831 году.
Вот так дождь (нечто очень простое и банальное) вызвал скуку у совсем не простых и не банальных людей, которые решили поиграть в игру (в такую наверняка играли многие, только шедевры мировой литературы потом не писали). В результате появилась книга, заложившая основы для целого литературного направления. А герой стал прототипом для очень многих персонажей.