01 Авг 2022
Символика «Красной Шапочки», о которой мало кто знает
Кому мама в детстве не читала сказку о Красной Шапочке? А кто сам не читал ее своим детям? Но, зная сюжет наизусть, мы редко задумываемся о тех смыслах, что вкладывались в, казалось бы, простую и интуитивно понятную историю многочисленными авторами, пересказывавшими и видоизменявшими ее с течением времени. А ведь все это произведение, хоть в щадящем нервы и более популярном варианте Шарля Перро, хоть в более жесткой интерпретации братьев Гримм, наполнено символами с неочевидными значениями. Что же там зашифровано?

Вначале о сюжете и его различиях в двух наиболее распространенных сегодня версиях. Девочка отправилась навестить больную бабушку. В корзинке она несла гостинцы. По дороге через лес повстречала волка, который отвлек ее внимание, а сам первым добрался до старушки, съел ее и занял место хворой. Когда пришла внучка, зверь обманул ее и тоже проглотил. Дальше Перро и Гримм «в показаниях» расходятся. Первый говорит об охотнике, который подмечает неладное, врывается в избушку, вспарывает брюхо волку и вызволяет горемычных героинь. Вторые отказывают в таком спасении и бабушке, и девочке. Вместо хеппи-энда у них звучит призыв быть острожными и ответственными.

Буквально вся сказка, о чем уже упоминалось, состоит из символов. Первый из них — шапочка или капюшон. Благопристойные девицы в прошлом должны были покрывать голову. Это говорило об их недоступности, а волосы могли привадить поклонников. Но едва ли приличная юная особа в те времена выбрала бы красный цвет. Такие оттенки при жизни Перро надевали определенного рода женщины. Почему же тогда шапочка на героине истории именно красная? Исследователи считают, что в цвете еще один символ — передача сил, а точнее, женской энергии рода, от бабушки, подарившей девочке шапочку, к внучке. Кстати, в более ранних фольклорных версиях капюшон был золотым. Это значило зрелость и ответственность.

Как и многие герои старых сказок, Красная Шапочка идет через лес. У этого несколько причин. Во-первых, леса окружали все селения и просто были привычны для авторов. Большинство людей жили возле них, часто заходили под сень деревьев по различным делам, зная, что там подстерегают опасности. Если в произведении встречается непроходимая чаща, она символизирует эту неизвестность, неизбежный риск, напряжение. К тому же лес — это плодородное, но неизученное место. Согласно мнению психологов это ассоциация с женской сексуальностью.

Немаловажную роль, как полагает ряд экспертов, играет содержимое корзинки. У Перро это торт и масло, а у братьев Гримм — пирожные и бутылка вина. Бутылка — фаллический символ. Но тут заострять внимание на вине не стоит. Пересказов у истории много, а оно встречается лишь в одном.

Не во всех вариациях «Красной Шапочки» в роли злодея выступает волк. В ранних версиях можно встретить людоеда или какую-нибудь колдунью. Однако авторы более позднего периода выбрали зверя как символ двойной опасности. Это и хищник, несущий смерть, и злой человек, какого можно встретить в обществе. Кстати, волк и охотник — две стороны личности отца, зашифрованной в сказке. Его хорошая и плохая ипостась.

И, конечно, нельзя проигнорировать аллегорию воскрешения, что естественно для верующих людей прошлого. Когда охотник вспарывает животному брюхо, бабушка и внучка как бы заново рождаются.

Едва ли стоит все символы объяснять маленьким детям и уж точно не надо рассказывать им про фаллические символы, доступных и недоступных женщин. Но нужно понимать, что легкость, с которой мы толкуем подобные произведения, ошибочна. Любая сказка рассчитана на читателя разнопланового и разновозрастного, ну а что он в ней увидит, зависит от накопленного опыта и уровня эрудиции.
Комната отдыха / 1928 / Ekaterina_Kuznetsova / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов