Добро пожаловать на литературный портал Регистрация Вход

Меню сайта

Стань партнером

Обломов: от идеи до реализации

Пуд соли успевают съесть современные школьники в компании Ильи Ильича Обломова. Учителя просят их из двадцать первого века перенестись в середину девятнадцатого и проникнуться идеей «обломовщины». Ребятам, психологически неготовым к глубоким мыслям, заложенным на страницах, кажется, что роман Ивана Александровича Гончарова давно устарел и не имеет к ним никакого отношения. И далеко не каждый педагог способен пробиться сквозь сонное равнодушие аудитории и донести до юных умов простую мысль: уныние и грусть в сочетании с природной ленью — хворь на все времена, и сегодня она, возможно, еще более выражена и опасна, нежели двести лет тому назад.

Идея книги пришла в голову Гончарову, когда он наблюдал за своими современниками. Воплощал он ее неоднократно. Черты Обломова встречаются и у других героев Ивана Александровича. Так, определенное сходство можно проследить между Ильей Ильичом и Тяжеленко из «Лихой болести», Егором Адуевым из «Счастливой ошибки» и Александром Адуевым из «Обыкновенной истории». Культовый персонаж стал неким переходным образом, который связал лишнего человека, введенного в русскую литературу несколькими десятилетиями ранее и закрепившегося там через творчество Пушкина, Лермонтова и других классиков, с типичным представителем русской интеллигенции, современной писателю, склонной к ничегонеделанию, рефлексии, прокрастинации. Примечательно, что не только говорящая фамилия, но и имя Обломова неслучайно. Илья — это обращение к народному фольклору, к былинам про богатырей. Оно становится символичным, соединяет персонажа романа с русским народом, с его душой, подчеркивает особенности коллективного менталитета. Еще один символ — возраст Обломова. Тридцать три. Пик возможностей. Возраст Христа. И на что же Илья Ильич тратит это благословенное время? При этом Обломов неглуп. Напротив, он умен, многое знает, имеет идеи, которые, увы, не воплощает. А его редкие «вспышки» активности связаны либо с появлением на страницах Штольца, умеющего ненадолго выдернуть друга из привычного состояния, либо с Ольгой.

Роман Гончарова создавался не один день. Он начался с короткого рассказа, который позже стал известен как «Сон Обломова», но тогда вышел в «Литературном сборнике» под заглавием «Эпизод неоконченного романа». И имел большой успех! Это случилось в 1849 году. Вскоре Гончаров уехал в Симбирск, где мог наблюдать за жизнью глубинки, местными господами и крестьянами, напитываться атмосферой и работать, так как сказать, в условиях, максимально приближенных к реалиям, описываемым в романе. В 1850 году Иван Александрович завершил первую часть книги. Творческий процесс продолжался вплоть до 1852 года, когда Гончаров прервался на целых пять лет. Он отправился в долгое путешествие, но за эмоциями и впечатлениями от новых мест и встреч не забывал обдумывать свой сюжет. Когда автор вновь взялся за перо, ему понадобилось всего семь недель, чтобы перенести на бумагу полностью оформившиеся мысли.

Некоторые эксперты считают, что главным прототипом Обломова стал Крылов. И правда, между героем книги и легендарным баснописцем много общего внешне. Однако Иван Андреевич был человеком деятельным, обладал острым умом, а главное, веселым, добродушным, открытым нравом. Сам Гончаров признавал, что Обломов автобиографичен. И эксперты не решаются спорить с признанием классика. Вероятно, Илья Ильич и правда имеет черты своего создателя. Может, даже лень, как утверждал писатель, перешла ему по наследству от автора. И все же трудно представить Ивана Александровича вечно растрепанным, в халате, лежащим с утра и до ночи на диване и абсолютно безучастным к окружающему миру.

Ольга, женщина, которая ворвалась в сердце Обломова и заставила его подняться с постели, пусть и ненадолго начать жить полной жизнью, вобрала в себя черты сразу двух знакомых Гончарова. Литературный портрет героини в молодости писался с Елизаветы Толстой, в которую классик был влюблен. Но между ними так и не случилось серьезных отношений, которые привели бы к свадьбе. Более зрелая Ольга стала зеркалом, отразившим характер Екатерины Майковой, доводившейся Ивану Александровичу близкой подругой. Деятельная, активная Майкова откровенно скучала в замужестве, постоянно искала, к чему приложить себя и свои силы. Постепенно Ольга окончательно утратила связь с Толстой, и к последним страницам в ней осталась только Майкова.

«Обломов» — не самая простая книга для юношеского восприятия. Большинство школьников не желают вникать в ее суть и скучают над произведением Гончарова, которое непременно оценили бы, попади оно к ним в руки чуть позже. Но такова реальность. Большинство шедевров мировой литературы сегодня попадают в поле зрения читателя слишком рано. Остается надеяться, что хоть кто-то из библиофилов будет возвращаться к ним в зрелости, чтобы подумать над вечными проблемами и ценностями не из-под палки.
avatar

Вход на сайт

Информация

Просмотров: 1575

Комментариев нет

Рейтинг: 0.0 / 0

Добавил: Ekaterina_Kuznetsova в категорию Классики и современники

Оцени!

Категории

Выбор редакции - лучшее [26]
Обзор новых материалов на сайте
Новости литературы [104]
Самое интересное!
Классики и современники [431]
Беседы с писателями, очерки, интервью
Новости издательства [804]
Творческая жизнь [281]
Новости и события писателей-современников
Читающая семья [107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
Книжные новинки [1067]
Книги для детей [210]
Конкурсы и публикации [500]
Психология творчества [31]
В помощь писателям.
Лайфхак для писателя [100]
В помощь начинающим авторам
Взгляд критика [65]
Критические разборы литературных произведений
Литературный календарь [49]
Памятные даты в истории литературы
Комната отдыха [146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
Разное [156]
Архив новостей [80]
ТОПы [50]
А знаете... [66]
Энциклопедия литературы [93]

Статистика


Онлайн всего: 79
Гостей: 79
Пользователей: 0