Ох уж эти мечтатели! Многовато что-то развелось их на белом свете. Куда ни кинь взор, везде этот восторженный взгляд, устремленный в никуда. Вернее, куда-то, где живет ее величество Мечта, а человек едва ли когда-то бывал. Но постойте, новое ли это явление? Или повальное увлечение мечтами/иллюзиями, то есть инфантилизм, как и все, что принято называть приметами современного общества, следует причислять не к новому, а к хорошо забытому старому? Давайте вспомним, что по этому поводу говаривал великий русский классик Федор Михайлович Достоевский.
«...В характерах, жадных деятельности <...> но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем...» — писал некий Ф. Д. в фельетонах, опубликованных в «Петербургских летописях». Это было в 1847 году. Имени человека, которому принадлежали провокационные в глазах толерантного читателя двадцать первого века строки, никто не знал, но исследователям удалось установить, что за инициалами скрывался молодой (всего-то двадцать шесть лет!) и тогда еще не успевший обрести славу Достоевский. Существует целая серия его произведений с рассуждениями о мечтателях, об их службе, «которая, в сущности, почти хуже безделья», и уединенных, расположенных вдали от людей и света жилищах. Позже эти мысли почти дословно повторились в повести «Белые ночи», являющейся, по мнению экспертов, одним из самых ярких примеров раннего периода творчества Федора Михайловича.
Созданием «Белых ночей» Достоевский занимался все в том же 1847 году. Но если фельетоны выходили летом, то работа над текстом более серьезного произведения велась осенью: с сентября по ноябрь. Закончилась она довольно быстро, так как идея уже имелась. В 1848 году читатели могли познакомиться с историей двадцатишестилетнего Мечтателя, которого можно назвать типичным представителем своего поколения. Оно сплошь состоит из одиноких экзальтированных людей, которые предпочитают жить, будучи погруженными в иллюзии. Однако, несмотря на оторванность от действительности, все они остро нуждаются в ярких эмоциях извне. Знакомо, не правда ли? Сегодня, полтора века спустя, Интернет пестрит статьями на ту же тему, правда, теперь пишут их не литераторы, а психологи.
Достоевский не считал, что «Белые ночи» — это повесть. Он классифицировал свой труд как сентиментальный роман. Произведение состоит из пяти глав: четыре — петербургские ночи, пятая — утро. В печати история появилась с посвящением. Она была адресована близкому приятелю автора Алексею Плещееву.