Диккенс не тот писатель, которого нужно читать на пляже или перед вечеринкой. Его произведения всегда мрачные, выдержанные в серых тонах, часто имеют печальные финалы. Но стоит ли этому удивляться, если вспомнить, каким именно образом вдохновлялся писатель? Свою Музу он встречал возле моргов, где простаивал часами, наблюдая, как привозят покойников.
Роман «Большие надежды» считается лучшим творением автора. И, конечно, это вовсе не сказочка для экзальтированных девиц. История сложная, многосоставная, драматичная, безнадежная, что бы там ни обещало название. Все начинается, когда маленький Пип встречает беглого каторжника. Потом в сюжет вводятся и другие люди. Красотка с холодным сердцем, дама в истлевшем подвенечном платье... Едва ли не отдельным персонажем становятся деньги, появившиеся внезапно и изменившие судьбы героев. Конечно, не в лучшую сторону.
Казалось бы, современники, интересующиеся классикой, знают все о культовых произведениях, которые их впечатлили. Но слышали ли вы об этих фактах, имеющих отношение к «Большим надеждам» и людям, живущим на страницах романа?
1. Диккенс взялся за создание книги, когда его жизнь разваливалась на части. Он недавно расстался с женой после двадцати двух лет брака, у него появилась новая «отчаянная» страсть к молодой актрисе, его сын наделал карточных долгов, дочь выскочила замуж без отцовского благословения, мать начала сходить с ума. Немудрено написать что-то столь мрачное, как безнадежные «Большие надежды», не находите?
2. Роман задумывался и, по мнению автора, реализовался как трагикомедия. Диккенс считал, что в ситуациях, которые он описал, много забавного.
3. «Большие надежды» оригинальны тем, что повествование идет от первого лица. Это нетипично для творчества Диккенса и встречается лишь еще один раз в «Дэвиде Копперфильде».
4. Пип и каторжник в первом эпизоде повстречались на кладбище, а где же еще? Это реальное место. Оно находится возле церкви святого Джеймса в Кулинге, расположенном в графстве Кент. Там и правда есть надгробия с именами тринадцати маленьких Пипов.
5. Возраст персонажей в книге важен, так считал Диккенс, и это следует из его дневников. Исследователи, изучавшие рукопись, увидели график возрастов, или временную прямую, которую собственноручно начертил автор. Для тех, кто забыл, кому сколько было лет: Пипу, Эстелле и Герберту в конце двадцать три года, Бидди двадцать четыре, Джо сорок пять, миссис Хэвишем пятьдесят шесть, Мэгвичу шестьдесят.
6. Любовницу, с которой Диккенс встречался после расставания с супругой, звали Эллен Тернан. Ей недавно исполнилось восемнадцать лет, в то время как Чарльз был уже солидным мужчиной, отцом десяти детей. Они познакомились во время работы над постановкой «Застывшей глубины». Эллен должна была играть в пьесе. Некоторое время девушка отказывала писателю, но потом приняла его ухаживания со всеми вытекающими. Только она его не любила. Образ красотки с холодным сердцем воплотился в Эстелле.
7. Мисс Хэвишем тоже встречалась классику в жизни. Он рассказывает о реальном прототипе в очерке, датируемом 1853 годом. Произведение посвящено взрослению в столице Англии. На улицах Лондона жила такая вот мисс Хэвишем. Описание почти полностью совпадает с тем, что Диккенс дал героине «Больших надежд».
8. Бентли Драмл, за которого вышла замуж «снежная королева» Эстелла, — это издатель Ричард Бентли. В его журнале по частям печатался роман Диккенса «Оливер Твист». Писатель и Бентли поспорили о деньгах. Кончилось все разрывом. Чарльзу пришлось выкупать у издателя авторские права на свой роман. Местью стало создание из Ричарда нелицеприятного литературного образа.
9. «Большие надежды» должны были завершиться намного более мрачно. Эстелла наконец обрела бы доброе сердце, но Пип его потерял бы. Однако бета-ридер, в роли которого выступил Эдвард Бульвер-Литтон, отсоветовал Диккенсу заканчивать на такой печальной ноте. Писатель послушался, и получилось то, что есть сейчас.
10. «Большие надежды» публиковались в журнале «Круглый год». Первая часть вышла в декабре 1960 года, последняя — в августе 1961. В октябре история уже была издана целиком в одной книге.
Вот такая вышла трагикомедия под названием «Большие надежды». Интересно, кроме Диккенса, хоть кто-то нашел в сюжете комедийность?