Лучше всего писателю удается говорить о том, что он знает, с чем сталкивался на личном опыте, что является частью его повседневности. Даже классикам приходилось туго, если вдруг они решали погрузиться в манящий и загадочный, но совершенно незнакомый им мир. Например, француз Эмиль Золя блестяще описывал жизнь богемы, прорисовывая в деталях характеры людей, их цели и увлечения, но пасовал перед судьбами политиков и коммерсантов. Впрочем, о последних он тоже рассказывал в своих романах, и не раз, но сколько это требовало труда!
Но не будем о политике и финансах. Лучше поговорим о произведении, в котором, по мнению русского критика Владимира Васильевича Стасова, очень верно изображен мир художников и они сами. Ги де Мопассан, который и сам вращался в тех же кругах, признал работу коллеги «изумительной». Речь идет о романе «Творчество» из цикла «Ругон-Маккары». На страницах представлена биография живописца Клода Лантье, который вобрал в себя черты и судьбу близкого друга детства Золя по имени Поль Сезанн. Примечательно, что с публикацией «Творчества» отношения между мужчинами навсегда закончились. Произведение вышло в феврале 1886 года, а в апреле писатель получил от товарища последнее письмо. В нем живописец поблагодарит Эмиля за подаренное ему бессмертие. Казалось бы, ничто не предвещало ссоры. И все же она случилась. Историкам неизвестно, что конкретно произошло и стало точкой невозврата. Но, вероятно, Сезанн увидел в литературном образе нечто такое, что ему очень не понравилось. Возможно, герой получился слишком точной копией оригинала, включая многочисленные недостатки. Добивался ли такого результата Золя? Скорее всего, он хотел быть максимально объективным и достоверным, как и любой писатель, но не ожидал столь резкой реакции. Впрочем, кто может ныне сказать наверняка?
Судьба Поля Сезанна, как и его книжного аватара, не была простой. С ранних лет он только и делал, что преодолевал препятствия на пути к своей творческой мечте. Его отец был представителем буржуазного сословия Экса и, конечно, рассчитывал, что сын пойдет по его стопам. Так как человеком он был строгим и неуступчивым, юноша вынужден был согласиться с его доводами и поступить на юридический, но через два года Поль бросил учебу. Ему удалось убедить родителя в том, что юриспруденция не его призвание. В 1861 году Сезанн перебрался в Париж, где занялся тем, что действительно его интересовало. Вот только кто оценил его усилия в те годы?
Французские художники в ту эпоху концентрировались вокруг Академии изящных искусств. Специалисты из этой организации решали, кто получит государственные дотации, будет представлен на крупнейших мероприятиях и покажет свои картины широкой общественности. Сезанну не повезло — он получил отказ. В 1863 году живописцы, которые не прошли отбор, организовали собственный Салон отверженных. Именно там дебютировал со своими работами Поль. Увы, ни славы, ни успеха не последовало. Вплоть до 1874 года никто всерьез Сезанна не воспринимал. И даже когда публика приняла его, критики оставались непреклонны. Они не понимали его стилистики, его новаторского духа.
В 1895 году произошел коренной поворот в творческой судьбе Поля. Он встретил коллекционера и торговца произведениями искусства Амбруаза Воллара, которого привлекали исключительно новаторы. Он-то и помог провести первую сольную выставку Сезанна. И она прогремела! Люди узнали художника, полюбили. Его популярность стремительно росла. А в 1904 году произошло кульминационное событие в жизни Поля Сезанна — целый зал на осеннем Салоне был уставлен лишь его работами.
Жаль, но наслаждался славой художник недолго. Он умер всего через два года. Но до сих пор люди, увлекающиеся живописью и искусством конца девятнадцатого — начала двадцатого века, помнят и ценят картины этого мастера.