Предтечи «Человека-амфибии»

Предтечи «Человека-амфибии»

Научный прогресс идет семимильными шагами, и человечество далеко не всегда успевает за ним. Каждое открытие или даже попытка его совершить требует новых морально-этических норм. Но создать их, перестроиться — задачка трудная, ибо люди по своей сути консервативны, и прежде всего в заблуждениях. Они не умеют принимать новое, как бы ни кричали о том, что желают перемен. С давних времен на страницах книг литераторы, которые входят в наиболее интеллектуально развитую и пассионарную часть любого общества, стараются осмыслить достижения, сделанные в лабораториях, примирить с ними читателей или... предостеречь от наиболее очевидных ошибок.

В двадцатом веке, когда наука развивалась особенно быстро, популярность набрал фантастический жанр. В рамках рассказов, повестей и романов осмысливались уже имеющиеся результаты и их далеко идущие последствия, а также делались допущения о дальнейшем развитии техники и событиях, которые те за собой повлекут. При этом главным для большинства писателей было вовсе не рассказать занимательную историю, чтобы увлечь, шокировать, поразить читателей. Их целью являлось расставить акценты на вечных ценностях, противопоставить Добро и Зло в новой, гипотетически возможной реальности. К таким книгам относится и самое известное произведение Александра Беляева «Человек-амфибия».

Первая публикация романа о молодом человеке, которому умелый профессор-экспериментатор с помощью экстремальной хирургии дал возможность жить и на суше, и под водой, состоялась в январе 1928 года. Книга издавалась по частям в журнале «Вокруг света». Последняя глава появилась в печати в тринадцатом выпуске. И уже в том же году книга вышла целиком. Спустя год «Человека-амфибию» переиздали в третий раз подряд. Чем же был вызван такой ажиотаж? Почему люди полюбили Ихтиандра, а Герберт Уэллс даже написал, что немного завидует успеху Беляева?

Просто приключения парня с жабрами едва ли вызвали бы такой резонанс. А вот выбор, который ему пришлось сделать, покорил сердца. Жить вольготно, без правил и законов в пучине морской, делать что заблагорассудится и быть себе господином или попытаться найти себя среди людей, будучи не таким, как другие, потому что здесь, на земле, его любовь? У каждого свой ответ. Внутренний конфликт героя показан очень подробно. Романтическая история красива. Предательство — настоящий удар, который трудно выдержать впечатлительному библиофилу.

Согласно информации, полученной журналистами много позже от жены Беляева, «Человек-амфибия» родился не сам по себе, не как полностью самостоятельное, инновационное произведение. Он стал итогом обдумывания писателем двух прочитанных ранее историй. Одна из них вымышленная. Она принадлежала перу Жана де Ла-Ира и называлась «Ихтанэр и Моизетта». Газета «Le Matin» печатала ее в 1909 году, а Беляев прочитал чуть позже, когда находился в Ялте и выздоравливал после тяжелой болезни. Ла-Ир поведал миру о злом гении, пересадившем своему подопечному легкое от акулы и заставившем совершать ужасные вещи, например топить целые армады кораблей. Зачем? Потому что он сам возжелал могущества. Очевидно, что дело могло выгореть. Но вмешалась судьба, подарив Ихтиандру любовь. Примечательно, что в том же 1909 году «Земщина», выходившая в городе на Неве, опубликовала фанфик по этой книге, написанный анонимом. Там было все примерно то же самое, но ярко демонстрировались антисемитские настроения. Злодей хотел не личного господства на планете, а подчинения человечества еврейскому сообществу.

Вторым толчком для Беляева к созданию «Человека-амфибии» стала вполне реальная газетная заметка о судебном процессе в Аргентине. Некий профессор из Буэнос-Айреса занимался незаконными и антигуманными экспериментами над людьми и животными. Исследователям не удалось проверить слова супруги писателя и найти ту статью, чтобы узнать, о каком профессоре и каких научных изысканиях шла речь. Но само заявление, которое она сделала, заставляет задуматься о том, насколько сильно самые фантастические мысли могут опираться на правду жизни. В конце концов, для чего Беляева стала бы врать?

«Человек-амфибия» сегодня входит в список книг для внеклассного чтения, который предлагается на лето будущим семиклассникам. Актуальность морально-этических вопросов, поднятых в произведении, не подлежит сомнению. Необычность приключения, подчеркнутая в фильме 1962 года, где сыграли Владимир Коренев и Анастасия Ветлицкая, интригует даже очень искушенных бестселлерами и блокбастерами современников.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети