Каждый писатель мечтает о признании. Для каждого есть свои критерии успеха. Кто-то меряет его деньгами, кто-то количеством поклонников, кто-то годами славы, кто-то победами на престижных премиях и конкурсах. Но факт остается фактом. Уже давно высшим мерилом общественного признания является получение Нобелевской премии. Ее дают единицам и только самым достойным. Никто не может отказаться от такой чести, потому что стать нобелевским лауреатом — это больше, чем мечта. И все же... из любого правила есть исключения. История знает несколько прецедентов отказа от самой вожделенной награды.
Самый известный «отказник» в России —
Лев Николаевич Толстой. Его нежелание стать нобелевским лауреатом связано с убеждением в том, что деньги — великое зло. Победитель, помимо всеобщего уважения и славы, традиционно получает от организаторов приличное финансовое вознаграждение, что, собственно, и заставило Льва Николаевича сказать твердое «нет» премии. Это случилось в 1906 году, когда Российская академия наук, не спросив мнения классика, выдвинула его на Нобеля. Толстому пришлось прибегнуть к кумовству, чтобы награда досталась конкуренту из Италии Джозуэ Кардуччи. 7 октября он написал своему приятелю, писателю из Финляндии Арвиду Ярнефельту, чтобы тот повлиял на экспертное жюри и не позволил автору «Войны и мира» получить награду, которая поставила бы его в очень трудное положение.
Борис Пастернак стал «отказником» совершенно другого, нежели Толстой, рода. Высшее мировое признание пришло к нему в 1958 году и стало благодарностью мирового сообщества за роман «Доктор Живаго», запрещенный в СССР. Автор был в восторге. Но... Нобель явился причиной еще больших гонений и притеснений со стороны властей. Причем проблемы начались не только у писателя, но и у его родных. Пастернак отказался принять награду, только это ничего не изменило. Его жизнь и судьбы близких стали в разы сложнее.
Жан-Поль Сартр решил не получать Нобелевскую премию в 1964 году. Как и Толстой, он был человеком идейным. Правда, его волновали вовсе не деньги. Француз полагал, что между просто именем на обложке книг и именем с пометкой о том, что оно принадлежит нобелевскому лауреату, пропасть. Настоящий литератор, по мнению Сартра, не имел права принадлежать никаким обществам и институтам. Только так он мог быть свободным и честным. Конечно, большинство коллег до, во время и после жизни Сартра на практике оспаривали его теорию.
В 1970 году
Александру Солженицыну пришлось выпустить из рук желанную награду. Как и Пастернак, Солженицын хотел ее получить и тоже не мог. Во-первых, это привело бы к огромным проблемам на Родине. Во-вторых, съездить в Стокгольм, взять награду и опять попасть домой было невозможно. Впрочем, в 1974 году премия все же была вручена Александру Исаевичу. К тому моменту его уже изгнали из страны за вольные мысли, выраженные в творчестве, «Архипелаг ГУЛАГ» напечатали во Франции и высоко оценили эксперты.
Вот такие случаи отказа от мирового признания имели место в прошлом. Кстати, помимо литераторов, говорили нет Нобелю и специалисты в иных областях. Но это уже совсем другая тема...