Киплинг vs Берроуз: был ли плагиат?

Киплинг vs Берроуз: был ли плагиат?

Сегодня то и дело можно встретить новости о том, что один автор обвиняет другого в плагиате и подает на него в суд. Кажется, что о правах на интеллектуальную собственность заговорили только теперь, а раньше такие вещи вообще никого не интересовали. В конце концов, возможных сюжетов всего ничего (вон, Борхес считал, что их четыре и ни единым больше), да и писатели на досуге читают похожие книги и газеты, или, говоря современным языком, одинаковые новостные ленты, а значит, и вдохновляются схожими фактами. И правда, история знает немало случаев, когда произведение признавалось шедевром и становилось суперпопулярным, притом что являлось перепиской уже существующего труда кого-то из предшественников. Кто этим только не грешил! И Дюма, и Лондон, и Дефо, и куча других классиков. Так, значит, плагиат был нормой? Или за него просто не карали по всей строгости закона?

Да или нет, скандалов и в былые времена возникало немало. Например, в начале прошлого века поругались Киплинг и Берроуз. А причиной раздора стали их романы «Маугли» и «Тарзан». Действительно, книги так и хочется сравнить. В девяностых годах девятнадцатого века англичанин написал про мальчика, которого вырастила стая волков, опираясь на реальную историю некоего индуса Дины Саничара, а в 1912 году американец поведал о европейском пареньке, жившем с обезьянами. Разве не те же яйца, вид сбоку?
Киплинг был возмущен популярностью «Тарзана», который впервые был опубликован в журнале Pulp в качестве серии рассказов, затем оформлен в роман и дополнен двадцатью сиквелами, что стало возможно благодаря общественной любви. В 1918 году состоялась дебютная экранизация истории. Впоследствии целых сорок пять раз киношники использовали созданный Берроузом образ. Он появлялся и в фильмах, и в мультиках, и в ТВ-шоу. А ведь были еще и компьютерные игры! Впрочем, о размере будущего успеха конкурента Киплинг знать не мог. Но и то, что было ему известно, вызывало возмущение.

Берроуз к обвинениям в плагиате относился скептически. Он утверждал, что в таком случае сам Киплинг тоже не был оригинален и заимствовал идею для своего сюжета. Любой образованный человек слышал римскую легенду об основателе империи, которого якобы вскормила волчица. Чем не итальянский вариант Маугли?

Сам Берроуз никогда не отрицал, что черпает вдохновение в истории, новостях, книгах и рассказах знакомых. Это не значит, что он целиком записывал то, что услышал или увидел. Но какие-то моменты вполне могли совпадать. Это присуще всем произведениям автора. Естественно, и Тарзан родился не на пустом месте. Только Маугли к его появлению не имеет никакого отношения. Прототипом героя нужно считать лорда Милдина. Его злоключения стали широко известны только в тридцатых, когда после смерти сына горе-путешественника был издан автобиографический труд реального Тарзана. Но Берроуз мог знать и, по мнению исследователей, даже знал наверняка эту историю раньше, так как произошла она еще в девятнадцатом веке.

В возрасте одиннадцати лет отпрыск из английского аристократического рода решил проявить бунтарство. Он сбежал из дома в поисках романтики и свободы, устроился юнгой на корабль «Аттила» и вместе с командой отправился огибать мыс Доброй Надежды. Это плавание было неудачным. Судно попало в шторм и не сумело его пережить. Маленький юнга чудом уцелел. Волнами его прибило к берегу где-то во Французской Экваториальной Африке, ориентировочно между Пуэнт-Нуаром и Либревилем. Никаких людей Милдин поблизости не обнаружил, зато нашел стаю обезьян, в которой сумел зацепиться и даже занять весьма почетное положение. По личному признанию лорда, он стал кем-то вроде советника. Естественно, жить с животными ему не нравилось, а потому он регулярно предпринимал попытки отыскать в округе человеческое жилье. Проблема в том, что многие племена в тех краях практиковали каннибализм, следовательно, действовать надо было осторожно, чтобы не попасть из огня да в полымя. Спустя некоторое время Милдин нашел подходящую деревню и без сожалений покинул своих благодетелей-приматов. Но и жизнь среди аборигенов была ему не по душе. Он продолжил искать варианты, как вернуться домой. Требовалось выйти на какие-то европейские миссии, чтобы послать о себе весточку. Сделать это удалось лишь в 1884 году, то есть спустя почти шестнадцать лет после кораблекрушения.

В отличие от Дины, ставшего прототипом Маугли, Милдин не одичал в джунглях и в положенный срок вернулся к нормальной человеческой жизни, заняв место, которое причиталось ему по праву рождения. Так что реальная история имеет хороший конец, впрочем, как и произведение Берроуза.

Кто прав, кто виноват в конфликте Киплинга и Берроуза, уже не разобраться. Знал ли Уильям Сьюард историю Милдина? Эксперты уверены, что да. Но они не всегда попадают пальцем в правильную точку неба. В любом случае читать творчество классиков интересно, сравнивать их можно, но принижать достоинства «Тарзана» просто потому, что он появился позже «Маугли» на книжном рынке, точно не стоит.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети