Откуда в сказках взялись Василисы?

Откуда в сказках взялись Василисы?

В последние десять-пятнадцать лет появилась мода давать детям редкие имена. Родители хотят, чтобы их малыш с рождения был уникальным, отличался от других. В связи с этим из небытия воскресли старорусские имена, которые почти не использовались во времена СССР. Например, на улицах можно встретить маленькую Василису, умницу и красавицу, прям как из сказки.

Согласно исследованиям историков это имя появилось на Руси ориентировочно в тринадцатом веке и, как многие другие, пришло из Византии. Этот вывод сделан на основании того, что в Повести временных лет, написание которой относят к началу двенадцатого века, ни одной Василисы не встречалось. Но известно, что в конце тринадцатого — начале четырнадцатого века дочь ростовского князя Дмитрия звали именно так. А чуть позже все в том же Ростове Великом жила еще одна Василиса, но уже Константиновна. Логично предположить, что так называли детей не только князей, но и их вассалов. А когда имя стало популярным в народе, оно пробралось и в сказки.

В переводе Василиса значит «жена царя». Именно образ невесты, будущей жены эксплуатируется в фольклоре. В связи с этим непринципиально, как конкретно зовут героиню: Василиса, Елена, Марья или как-то еще. По факту имени у нее может не быть вовсе.

С вхождением в обиход нового обретшего популярность имени просто произошли изменения в уже существующих сказаниях, придуманных еще в конце эпохи первобытно-общинного строя, когда общество только стало переформатироваться на земледельческое. Тогда-то в народном творчестве появились Варвара-краса, Царь-девица, Елена Прекрасная, Марья-царевна, но никакой Василисы по определению быть не могло. Эти героини должны были сподвигнуть героя на подвиги, предложить ему какие-то испытания, чтобы сделать сильнее, советом помочь одолеть врагов, но не более. Именно эти образы стали потом прототипами более известных сегодня Василис — Прекрасной и Премудрой. Трансформация хорошо прослеживается, если внимательно читать сказки разных исторических периодов, собранные Александром Афанасьевым.

Фольклорист Владимир Пропп, чьи работы сегодня берутся за основу любого заключения на тему сказок, считал, что функция невесты в русском народном творчестве пришла из древнейших времен и языческих ритуалов. Она отражает ментальность матриархального общества охотников. Молодой парень должен был пройти через какой-то ритуал, чтобы стать мужчиной и начать успешно выполнять свои обязанности добытчика. Как правило, речь шла о символическом попадании в мир мертвых и воскрешении к жизни. Ритуалы были далеко не безобидными и часто сопровождались членовредительством. Поэтому и сказочные невесты любят испытывать своих потенциальных женихов, то заставляя их искупаться в котле с кипятком, то подвергая неким другим, не менее опасным испытаниям. Тут же становится ясно, что Василисы, появившиеся на Руси вместе с христианством, сами по себе к обрядам славянских предков отношения иметь не могу. Их надо рассматривать лишь в качестве наследниц и правопреемниц Елен да Варвар.

То есть изучать Василису Прекрасную или Премудрую в отрыве от любых других девиц-красавиц в фольклоре неправильно. Да и приписывать им роли главных героинь в современном понимании не стоит. Они не меняли миры своими руками и не совершали подвигов. Любая Василиса, Елена, Марья, Варвара нужна, но в качестве вспомогательного персонажа или функции. Ее задача — сделать так, чтобы раскрылся основной мужской персонаж. А для этого его требуется направить, мотивировать, подтолкнуть к действиям, а если надо, охранить, спасти, защитить от зла. То есть выполнить роль женщины в матриархальном мире древности — «держательницы рода и тотемической магии».

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети