Безответная любовь — это боль, которую довелось испытать многим людям. Едва ли кто-то желал пройти через такое испытание. Но даже тот, кто настрадался, когда ему разбили сердце, едва ли станет спорить с тем фактом, что есть в ней особая романтика, обусловленная томлением одинокой души. И это томление позволяет личности раскрыться полнее и ярче, чем в отношениях, построенных на взаимной привязанности. Безответной любви лучшие писатели нередко посвящают свои произведения. И именно такие истории становятся их главными шедеврами, потому что находят отклик у сопереживающей аудитории.
Александр Иванович Куприн в 1911 году на страницах журнала «Земля» опубликовал повесть «Гранатовый браслет», в которой поведал об эмоциях человека, не имеющего возможности получить взаимность от женщины, завладевшей его сердцем и мыслями. Их разделяет ее положение в обществе, его социальный статус, миллион разных обстоятельств, над которыми герои не властны. Самое интересное, что сюжет вовсе не придуманный. Он лишь дополнен и капельку переиначен автором, чтобы драма получилась сильнее.
Прототипом главной героини стала жена губернатора Любимова, который Куприну доводился приятелем. Как-то гостив в доме этой благополучной четы, Александр Иванович услышал воспоминание, которое вдохновило его на творчество. Оказалось, что, когда госпожа Любимова была молода, она стала объектом страсти для местного телеграфного работника. Тот принялся писать ей пылкие письма, которые она читала не без доли снисхождения. Но однажды юноша перешел черту. Вместе с посланием он отправил ей украшение — красивый кулон в форме пасхального яйца, сделанного из граната. Тогда стало ясно, что история может стать скандальной, а значит, с ней пора заканчивать. Муж и брат девушки отправились к ухажеру и попросили того прекратить проявлять свои чувства. Юноша очень расстроился и вскоре покинул город. Позже он сумел исцелиться от невзаимной любви и встретил женщину, на которой женился.
В книге Куприна дела обстоят немного иначе. Его главный герой по фамилии Желтков не сумел пережить разрыв и даже не дал себе шанса. После трудного разговора с родственниками Веры Шеиной он предпочел покончить с собой, поставив точку в этой невозможной любви. Печальный сюжетный поворот был нужен, чтобы сделать произведение эмоционально сложнее, глубже, раскрыть больше нюансов в личностях персонажей.
Работу над «Гранатовым браслетом» Александр Иванович начал в 1910 году и завершил в течение полугода. По задумке, это должен был получиться рассказ, но автор увлекся деталями, и в результате форма изменилась, рассказ превратился в полноценную повесть. Чтобы повествование было убедительным, писателю пришлось изучить много дополнительных материалов. Например, он узнал кое-что для себя новое о камнях, которые дали название его труду. Собранную информацию в сжатом формате Куприн передал читателю через записку Желткова о качестве украшений. Важное значение имеет музыка. В ней литературный классик тоже разбирался плохо. Между тем именно соната Бетховена является ключом к чувствам героев, позволяет сказать то, что трудно выразить словами. Чтобы добиться правильного эффекта, Куприну также пришлось заняться небольшим исследованием.
«Гранатовый браслет» — одно из лучших произведений Александра Ивановича, в котором ему удается показать разные стороны любви. Повесть с самого начала тепло встретили критики и оценили читатели. Сейчас, когда прошло более ста лет со дня первого выхода произведения в свет, оно все еще актуально и нравится, потому что затронутая в нем тема вечна.