Людей гораздо больше будоражило, что великий поэт вступил в запретную связь с Авдотьей Панаевой — женщиной замужней и для него недостижимой, а уж потом волновали стихи, посвященные этим отношениям.
Казалось бы, адюльтером никого в те времена было не удивить. Да и чего другого можно было ждать, если браки заключались по расчету и часто без согласия жениха и невесты? Но Николай Алексеевич перешел некую грань и оказался в более чем двусмысленном положении. Он не просто втайне встречался со своей Авдотьей, а переехал в дом, где она жила с мужем. Их роман разворачивался буквально у всех на глазах, но Панаева, ставшего рогоносцем, это ни капельки не смущало. Вместе с соперником он занимался возрождением «Современника», Авдотья руководила творческим кружком, куда приглашала Некрасова, родила от него ребенка, который, к сожалению, прожил всего две недели, и все были счастливы, правда, с приставкой «почти», о чем свидетельствуют стихи поэта, написанные в тот период.
Естественно, долго длиться такое неоднозначное положение не могло. Авдотья и Николай часто ссорились. Их скандалы вызвали новые пересуды, так как сопровождались громкими криками и оскорблениями, битьем посуды и другими «спецэффектами». С каждым днем становилось все более очевидно, что отношения дают трещину и близятся к финалу. Но Некрасов, который искренне любил, не желал с этим мириться. Он был убежден, что разногласия только придают страсти его роману. О том, что он чувствовал, в 1851 году поэт написал стихотворение, глубокое и красивое, но не встретившее одобрения в консервативном и возмущенном его поведением обществе. Оно называлось «Мы с тобой бестолковые люди» и вошло в «Панаевский цикл», который стал результатом деятельности кружка Авдотьи.
Произведение богато метафорами и эпитетами. Оно написано трехстопным анапестом. Поэт использовал перекрестную рифмовку. И по смыслу, и по форме стихотворение можно поделить на три части. Сперва автор, он же лирический герой, демонстрирует неразрывную связь со своей возлюбленной. Это подчеркивается местоимением «мы». Правда, они бестолковые, потому что не могут жить спокойно. Этот упрек звучит скорее весело, с легкой самоиронией. Постепенно, уже ко второй части, рассуждение на тему ссор становится более мрачным. Некрасов понимает, что в их пылу легко ранить любимого, но признает, что правду лучше говорить в лицо. И, наконец, в конце поэт рассказывает о том, что не видит ничего страшного в любовных скандалах, которые только распаляют страсть. Он действительно в это верит или просто хочет надеяться. Но... правда ли это?
Вот такая история приключилась в жизни классика и наделала много шума. А вы об этом слышали?