Эзотерика и философия сказки о коте в сапогах

Эзотерика и философия сказки о коте в сапогах

Классические детские сказки — самый неоднозначный пласт мировой литературы. Они подчас так сильно зашифрованы, что понять все подтексты, которые вкладывали в них барды или — в более поздних версиях — автор, трудно. Регулярно возникают ошибки, причем не только у обывателей, которые читают эти истории своим дочкам-сыночкам, но и у других писателей, критиков, исследователей и прочих экспертов.

Примером может служить то, как в 1870 году Джордж Крукшанк переработал сказку Шарля Перро «Кот в сапогах», наполнив ее моралью, которой там отродясь не было. Согласно мнению Крукшанка логичным финалом было бы превращение главного героя в человека. В таком случае можно было бы вывести примерно такую фабулу: когда-то кот был егерем некоего маркиза, но свою человеческую сущность не ценил, за что и поплатился. Казалось бы, логично. Да только как-то слишком примитивно. Перро однозначно был автором куда более тонкого нравоучения.

Прежде чем попытаться понять, что французский классик хотел донести до своих детей, современников и потомков, вспомним, какой сюжет имеет его книга. Некий сын мельника, как водится младший, получил в наследство от умершего батюшки кота. Наследство так себе, особенно если сравнивать с тем, что досталось братьям: старший удостоился целой мельницы, а средний — осла, которого в хозяйстве тоже можно приспособить. Но с котом-то что делать? Как выяснилось, много чего. Кот оказался говорящим. Сперва он потребовал себе сапоги, чтобы по подлеску было не больно бегать, а потом принялся помогать хозяину достигать успехов. То чуть не потопил того в реке прямо на глазах проезжавшего мимо короля. Наврав правителю с три короба, героям удалось выклянчить у владыки костюм, положенный по статусу маркизу, естественно, не просто так, а якобы взамен испорченного из-за неприятных обстоятельств. Потом кот разжился для своего господина настоящим замком. В его стенах да с сокровищами, спрятанными внутри, сын мельника мог отныне жить припеваючи. Чтобы реализовать дерзкую задумку, коту всего-то и пришлось, что заставить великана превратиться в мышь, а потом ее съесть. Далее и вовсе благодаря уже упомянутым сокровищам недавний бедняк стал завидной партией и смог жениться на принцессе. И за все спасибо странному пушистому наследию отца!

Большинство читателей, когда знакомятся с историей, думают, что она прославляет все те же находчивость, изобретательность, смелость и хитрость, которые традиционно воспевает фольклор. Считается, что и первые авторские сказки были на ту же тему. Но в действительности творение Шарля Перро намного сложнее. Его по праву можно назвать эзотерическим и философским, то есть вполне взрослым и зрелым. Надо лишь понять, как правильно трактовать символы.

Для начала следует отметить, что в семнадцатом веке, когда жил Перро, отголоски Средневековья еще влияли на общество. В частности, кошки считались темными сущностями, и если они встречались в каких-то историях, то лишь в качестве фамильяров ведьм. Именно Шарль Перро разрушил этот образ, создав принципиально иной, базирующийся на верованиях древних египтян. Те полагали, что коты — священные животные. Они символизируют внутреннее видение человека. То есть нечто недоступное глазам, но открытое душе. Именно таково значение кота в сапогах.

И первое тому доказательство  — сами сапоги. Просьба героя, обращенная к своему хозяину, кажется абсурдом. Зачем животному обувь? Чтобы по подлеску гулять и ноги не ранить. Но кошки не живут в подлесках. Это противоречие объясняется, если предположить метафору. Кот — внутреннее видение. Подлесок — жизненные трудности. Таким образом, сапоги помогают их преодолевать с меньшими потерями.

Продолжая смотреть на сказку под этим ракурсом, разумно допустить, что в действительности герой всегда был кем-то большим, чем себя воспринимал, — маркизом, а не сыном мельника. Значит, ему априори полагалось все, что он получил. Но лишь внутреннее видение (читай — кот, защищенный сапогами от невзгод бытия) помогло ему взять свое. Брак с принцессой — символ исполнения мечты, довольно типичный для мировоззрения эпохи Перро. Великан — темная суть, имеющаяся у любого человека. Ее надо одолеть, чтобы мечты исполнились.

Вот так за простым великий сказочник скрыл сложное, за детским — взрослое, за волшебством — философию. Ну а как понимать сказку, каждому решать самому. Можно в стиле «Диснея», или попросту как все, а можно — более глубоко.

Оставить комментарий

Подписка: 1

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно


Соцсети