Многие авторы пишут только стихи или только прозу. Но есть и те, кому покоряются оба основных литературных направления. Некоторые из писателей идут на риск и создают произведения, в которых прозаическое повествование чередуется с поэтическим. Такие книги сложны по композиции, требуют особого подхода и в целом являются скорее исключениями, нежели правилом.
Первопроходцем по части сочетания того, что в относительно недалеком прошлом считалось несочетаемым, стал Борис Пастернак. Его роман «Доктор Живаго» объединяет прозу и поэзию. Уже в первых главах читатель узнает, что у главного героя есть тяга к сочинительству. Он пишет стихи. Но сами произведения, вышедшие из-под пера доктора Живаго, можно увидеть только в конце, куда Пастернак принял решение их вынести, таким образом включив поэтический сборник в полноценный роман. Одним из наиболее ярких и известных стихов в цикле является «Зимняя ночь». Нередко его публикуют отдельно под названием «Свеча». Произведение так любимо публикой, что стало вдохновением для эстрадных певцов. В частности, песню на слова Пастернака в разные годы исполняли Алла Пугачева и Николай Носков.
О том, когда именно был создан этот шедевр, эксперты спорят. Сам Борис Леонидович точной информации по этому вопросу не оставил. Известно лишь, что роман «Доктор Живаго» писался на протяжении десяти лет. Литератор начал работу в 1945 году, еще во время войны, а закончил в 1955-ом. Некоторые исследователи полагают, что «Зимняя ночь» была придумана в самом начале, а многочисленные метафоры жизни и смерти, которые есть в четверостишиях, были рождены под воздействием трагических событий Великой Отечественной войны. Пастернак находился в эвакуации в Чистополе, но даже в удалении от фронта хватало драм и трагедий. Впрочем, большинство литературоведов придерживаются иной точки зрения, согласно которой произведение появилось под конец работы над романом.
Очевидно, что холодный ветер, метель и февральская стужа символизируют смерть, в то время как неверный, вот-вот готовый погаснуть огонек свечи — это жизнь, которая уже на исходе. Предполагается, что доктор Живаго через это произведение предсказывал собственный конец, а Пастернак, которому предстояло умереть через пять лет, — свой. Но есть и другая, не менее правдоподобная теория. Ряд экспертов утверждают, что речь идет не о физической гибели автора романа, а о его творческом конце. И правда, судьба книги была непростой. В СССР ее не издали из-за цензуры, причем не понравились в первую очередь именно декадентские стихи, которые назвали пошлыми. Историю опубликовали за границей и даже номинировали на Нобелевскую премию, что усложнило жизнь Пастернаку. Его запретили, исключили из Союза писателей СССР, подвергали гонениям. Лишь в 1988 году справедливость восторжествовала, литературный шедевр был оценен советской публикой, а пророческая «Зимняя ночь» превратилась в хит.