Муза для Петрарки

Муза для Петрарки

Можно ли всю жизнь любить одну и ту же женщину и ни разу к ней даже не прикоснуться? Возможно ли написать ей стихи, которые переживут обоих участников отношений, останутся в вечности и станут эталоном нежности, красоты и гармонии? Франческо Петрарка, легендарный европейский поэт, стоявший у истоков эпохи Ренессанса, доказал, что такое бывает. Конечно, это скорее исключение, нежели правило. Но тем ярче сияет бриллиант чистой, незапятнанной любви на фоне замутненных похотью стеклярусов.

Музой для Петрарки стала некая Лаура де Новес, которая, возможно, доводилась женой Гуго де Саду, предку знаменитого писателя маркиза де Сада. Историки, изучающие литературу, не сошлись во мнениях, была ли Лаура просто идеальным образом женщины для Петрарки, практически полностью им придуманным, или они общались. Известно лишь, что она — реальный человек и поэт точно мог ее встречать. Также не подлежит сомнению, что между ними никогда не было никаких отношений, за исключением платонических. Догадывалась ли Лаура, что вдохновила гения? Имела ли представление о силе любви, которую внушила? Для современников это загадка.

Первая встреча Франческо и Лауры состоялась 6 апреля 1327 года. Это была Страстная пятница. Оба героя этой истории оказались в небольшой церквушке св. Клары, расположенной в предместьях Авиньона. Петрарке было двадцать три года, он являлся младшим священнослужителем и уже довольно известным поэтом. Лаура была двумя годами старше. В церкви она находилась вместе с супругом, от которого имела уже нескольких детей. Всего в их паре родилось одиннадцать наследников.

Едва взглянув на белокурую красавицу, Франческо пропал. В тот же день он написал своей Музе первые стихи, которые начинались со слов: «Благословен день, месяц, лето, час // И миг, когда мой взор те очи встретил!» Она стала для поэта идеалом. Он наделил ее всеми возвышенными качествами и духовной чистотой. Обладала ли ими реальная Лаура? Как знать. Впоследствии именно ей Петрарка посвящал свои лучшие стихи и сонеты, признанные образцом этого довольно сложного жанра.

Через три года после памятного дня Франческо перебрался в Болонью, где обосновался у своего друга Джакомо Колонна и стал секретарем его брата Джованни. Отношения с этой семьей у поэта были теплые, скорее родственные, нежели деловые. Он получил много свободы. Имел возможность писать сколько душе угодно, путешествовать и смотреть мир. Путеводной нитью и моральным кодексом для гения стала «Исповедь» святого Августина. С опорой на этот труд был создан диалог между учителем, в роли которого выступал Августин, и учеником, коим стал Франческо. В частности, там есть момент, где наставник обвиняет мужчину в потворстве слабостям и связи с Лаурой. Но Петрарка тут же опровергает саму мысль о подобном кощунстве, утверждая, что никогда не прикасался к своей любимой.

Может, к Лауре поэт и не прикасался, но сказать, что он хранил целибат, нельзя. Иначе откуда бы взялись двое его детей: сын Джованни и дочь Франческа? К слову, последняя была с отцом очень близка и оставалась рядом вплоть до его смерти. Так что литературные обвинения святого не были совсем уж беспочвенны. Так или иначе, дамы, подарившие Петрарке наследников, вдохновить его так и не сумели. Физика — это одно, а любовь — совсем другое.

Примечательно, что даже спустя годы, когда Лаура неизбежно начала стареть, ее лицо покрыли морщины, а талия раздалась из-за бесконечных родов, Петрарка продолжал любить ее и восхищаться ей. Не изменила ничего и смерть Музы. Несчастье случилось ровно через двадцать один год со дня первой встречи Лауры и Франческо, тоже 6 апреля. Когда чума забрала ее, поэт создал несколько произведений, посвященных скорби. А потом продолжил и дальше воспевать свою единственную любовь.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети