06 Фев 2023
Добро, увековеченное в литературе
Человек живет, чтобы созидать, творить добро, делать мир вокруг себя лучше. Так говорят мудрецы. Об этом пишут книги лучшие литераторы. Многочисленные современные коучи, психологи, специалисты в области мотивации и саморазвития повторяют избитые истины. Но, увы, слова все чаще остаются неуслышанными. Ибо есть в людских сердцах некая червоточинка, не позволяющая большинству из них исполнить свое предназначение. Она становится причиной того, что вместо доброты возникает агрессия, созидание превращается в саморазрушение, добро искажается и приобретает черты зла. Милосердие, благородство, бескорыстие, когда вдруг встречаются, производят неизгладимое впечатление и непосредственно на тех, кто с ними столкнулся, и на тех, кто услышал рассказ о действительно хорошем поступке.

Александр Иванович Куприн, когда жил в Киеве, водил знакомство с человеком, поведавшем ему о случае тридцатилетней давности, приключившемся в его семье. Это была очень бедная семья, у которой не имелось денег даже на самое необходимое. Как-то раз, примерно в 1867 году, любимая сестра приятеля Куприна тяжело заболела. Ей срочно требовалась помощь врача и лекарства. Но родители не могли позволить себе ни того, ни другого. К счастью, им несказанно повезло. Отец встретил доброго доктора, который согласился бесплатно осмотреть ребенка, выписал ему лечение и даже оставил немного денег. Девочка выздоровела. Ее родственники навсегда сохранили в сердцах благодарность к ее спасителю. Этим человеком был известный врач Пирогов Николай Иванович.

Александр Иванович неоднократно слышал эту историю. И каждый раз она эхом отзывалась в его душе, вдохновляла. В итоге родилась мысль записать ее для потомков. Так в 1897 году, ровно через тридцать лет после происшествия, появился рассказ «Чудесный доктор». Все имена в нем изменены. Но ведь дело вовсе не в том, как зовут героев, а в том, что они делают и какие уроки можно извлечь из их поступков.

Откуда взялась идея для рассказа, гадать экспертам не пришлось. Куприн честно сообщил обо всем в тексте. С точки зрения изучения истории произведения ценность представляют два фрагмента. Первый из них открывает повествование: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь». Далее литератор признается, что изменил имена своих героев, так что и тут нет никакой тайны. В конце снова дается отсылка к близкому знакомству писателя со своими персонажами, вернее, с одним из них: «Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова — того самого Гришки, который в описанный мной сочельник проливал слезы в закопченный чугунок с пустым борщом». Кстати, на момент создания произведения прототип Гришки стал солидным человеком, который занимал серьезный пост в одном из банков. Вот так сложилась судьба...
Классики и современники / 933 / Ekaterina_Kuznetsova / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов