Каждый писатель мечтает о неограниченной свободе творчества. Но редко кто и когда ее имеет. Александр Сергеевич Пушкин, живший во времена, когда в России правил император, в руках которого была сосредоточена полная, абсолютная власть над страной и народом, имел вольный дух и бунтарский нрав. Это отражалось в его стихотворениях. Величайший русский поэт неоднократно страдал из-за мыслей, которые рисковал высказывать. Эти мысли трактовались как революционные. Ситуацию усложняла его очевидная связь с декабристами.
Пушкину довелось побывать в нескольких ссылках. Против него возбуждались расследования. Поводом для одного из них стали его произведения «Андрей Шенье» и «Гавриилиада». Это привело к рождению замысла одного из самых известных стихотворений поэта «Анчар». Оно писалось в 1828 году. Прошло два года после того, как поэт вернулся в Петербург из продолжительной и драматичной для него Михайловской ссылки. К этому моменту Александр Сергеевич уже понимал, что для него ни сейчас, ни когда-либо в будущем полная свобода творчества невозможна, и сильно переживал из-за этого. Стихотворение «Анчар» стало одой произволу, творимому существовавшей тогда властью.
В нем отражено негодование автора по поводу ее полной безнаказанности и беспринципности, а также осуждение несправедливости устройства общества в целом. Естественно, тема раскрыта в форме аллегории, в противном случае писатель снова столкнулся бы с запретами, осуждением и, что самое плохое, с преследованиями.
Обычно «Анчара» называют лирическим произведением, хотя в нем есть элементы баллады. Стихотворение романтично, но с нотками реализма. В основу легла рассказанная доктором Фуше легенда о ядовитом дереве, которое росло на острове Ява. Согласно традиции вожди местного племени отправляли к этому дереву тех, кого сами же приговорили к смерти. Несчастные должны были собственноручно добыть яд и проглотить его. Умирали они долго, мучительно и совершенно неотвратимо. Кроме того, древесный яд использовался для обработки наконечников стрел и другого оружия. В результате даже самая пустяковая рана приносила врагу погибель. Спасения не существовало.
Примерно таков и сюжет пушкинского произведения. Некий владыка отправляет человека к анчару, тому самому ядовитому древу. Поэт не считает, что древо — это зло. Его создала природа. Оно просто есть. Зло несет тот, кто считает себя вправе распоряжаться чужими жизнями и заставлять другого идти к анчару, чтобы совершить действо, противное всему живому.
Таков был очередной протест Александра Сергеевича Пушкина. Его оценили современники поэта, которые умели трактовать аллегории и восхищаться красотой поэтического слога, оригинальностью и неизбитостью способов подачи интересной темы. «Анчар» не утратил общественной любви и позже, уже в советские времена, когда особенно подчеркивалась отрицательная суть любой монархии, а каждое действие правившего в прошлом класса утрированно очернялось.
Сегодня любой школьник знает эти слова:
«В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной».
Стихотворение входит в обязательную программу восьмого класса.