Предтечи «Сказки о рыбаке и рыбке»
Чтобы творить, человеку нужно сосредоточение. Это состояние лучше достигается в одиночестве. Суета вокруг рассеивает внимание и прогоняет вдохновение. Данное утверждение на практике доказал Александр Сергеевич Пушкин, причем не один раз, а два. В первый это случилось в 1830 году, незадолго до его женитьбы на Наталье Гончаровой. Тогда поэт, как и многие другие, оказался заперт в своей усадьбе из-за холерного карантина. За этот период он написал более сорока очень разных по смыслу и одинаково талантливых произведений. Спустя три года он вновь оказался в Болдино, правда, уже добровольно. Пушкин завершил поездку на Урал, где собирал материалы о восстании Пугачева, и хотел привести в порядок записи и мысли. Его второе уединение длилось в два раза меньше первого. Но все равно более десяти шедевров было создано мастером.
Среди результатов второй Болдинской осени — «Сказка о рыбаке и рыбке». С ее содержанием каждый современник знаком с детских лет. Разбитое корыто, впервые упомянутое на страницах, стало идиомой, понятной интуитивно. Остаться у разбитого корыта значит ни с чем, как привередливая старуха, неспособная довольствоваться теми дарами, что сама же и заказала у золотой рыбки.
История, которую придумал Пушкин, родилась не на пустом месте. Как известно, Александр Сергеевич был человеком очень образованным. Он много читал других авторов и изучал фольклор, причем не только русский. Зачастую в процессе чтения ему в голову приходили интересные идеи, которые он воплощал в стихах или прозе. Сразу два произведения можно называть предтечей «Сказки о рыбаке и рыбке». Одно из них принадлежит перу братьев Гримм, которые не выдумывали сюжеты сами, а лишь художественно обрабатывали то, что слышали от людей во время своего путешествия по немецким землям. Их версия отличается от пушкинской фактами, но соответствует ей по посылу. Немецкая бабушка возжелала сперва стать папой римским, а потом и вовсе богом. Работая над «Сказкой о рыбаке и рыбке», Пушкин старался сделать так, чтобы в ней не было налета инаковости. Он хотел, чтобы его творчество отвечало духу русской литературы, а потому обрабатывал мысли немецких коллег на свой лад. Кроме того, вторым источником вдохновения для великого русского писателя явилась сказка уже из нашего фольклора. Она называется «Жадная старуха» и современниками позабыта. Там вместо рыбки был другой волшебный персонаж — дерево, что отвечало славянскому символизму.
Написанное в 1833 году произведение было впервые напечатано спустя два года. Читатели могли найти его на страницах журнала «Библиотека для чтения».