Жил-был на свете доктор Айболит

Жил-был на свете доктор Айболит

В начале двадцатого века в литературном мире произошла одна очень странная история. Два писателя, которые жили в разных странах, никогда друг друга не видели, не были знакомы с творчеством коллеги и вообще не имели ни малейшей связи, вдруг написали одинаковую историю с одними и теми же персонажами. Правда, американец Хью Лофтинг, «папа» доктора Дулиттла, был прозаиком, а наш, русский Корней Чуковский, познакомивший юных читателей с доктором Айболитом, поэтом. Но суть от того не изменилась. Просто разная манера выражать свои мысли.

Лофтинг утверждал, что идея его произведения пришла к нему в голову в годы Первой мировой войны. Он обратил внимание, что в медицинской помощи животные, участвующие в боевых действиях, нуждаются не реже людей. И есть те, кто им помогает. Бесстрашным ветеринарам он посвятил свои многочисленные книги о докторе Дулиттле. Их по сей день обожает англоговорящая детвора. Да и наши ребята теперь знают героя Лофтинга, правда, в основном благодаря кино.

Чуковский, чья сказка вышла позже, клялся, что о творчестве американского коллеги никогда не слышал. Более того, он заверял всех, кто пробовал его спросить, в том, что у Айболита есть реальный прототип. Им стал некий Тимофей Осипович Шабад. Корней Иванович встретился с этим замечательным человеком в 1912 году, то есть еще до войны. На глазах у писателя Шабад оказывал помощь людям, у которых не было средств, чтобы заплатить за консультацию, и животным, в том числе бездомным. Это покорило сердце литератора, оставило в нем глубокий след и в итоге вылилось во всем известное произведение.

Так как не верить классику мы не можем себе позволить, примем его версию как истину. К тому же известно, что совпадения бывают самые разные. Может, действительно, тут одно из них? А раз мы верим и принимаем, то хотим больше знать о Тимофее Осиповиче. Его биография вовсе не секрет.

Маленький Тимоша появился на свет в Вильнюсе. Он всегда знал, что непременно станет доктором, когда вырастет. Еще мальчишкой он подбирал больных кошек, собак, кур и даже аистов, пытался их исцелить или хотя бы облегчить страдания. В помощи другим он видел свое призвание и позже, когда пришло время определяться с образованием, не колебался. После гимназии Шабад переехал в Москву и поступил на медицинский факультет местного университета. Он прилежно постигал знания и в 1889 году получил долгожданный диплом. Большинство его однокурсников поспешили открыть платные практики и побольше заработать на своих знаниях. Но для Тимофея Осиповича деньги никогда не стояли на первом месте. Вместо того чтобы стать очередным доктором для богатых, он отправился в городские трущобы, где за спасибо помогал беднякам. Прошло немного времени, и Шабад поехал туда, где требовались врачи, — в охваченное холерой Поволжье. Бороться с этой хворью опасно для жизни. Но медика не смущал риск. Он понимал, на что идет, и просто выполнял свою работу. Судьба оказалась милостива к Тимофею Осиповичу. Он сумел выжить и вернуться в родной Вильнюс. Казалось бы, ему должно было хватить приключений, и вообще он заслужил покой и благоденствие. Однако спокойная практика никогда не была целью Шабада. Он, конечно, не отказывал богатым, но и бедных принимал регулярно, особенно часто детей. Каждый мог принести к нему и домашнего питомца, чтобы врач того осмотрел и вылечил. А в свободное время Тимофей Осипович помогал зверям на улицах, в том числе вольным птицам.

Никто не докажет, читал Чуковский Лофтинга или нет. Но доктор Шабад жил на свете и точно был достоин чести стать добрым героем из детской сказки.

------------- Смешарики слушать

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети