Эксперты называют одним из лучших лирических произведений второй половины двадцатого века стихотворение Николая Рубцова «Звезда полей». Оно написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки и находится на стыке двух поэтических жанров: пейзажной и философской лирики. Его главная тема — любовь к малой родине. Но главная не значит единственная. В строках намного больше, чем умиление красотой окружающего мира. В них стремление к небесам, память о пережитой боли и многое другое, что тесно связано с жизнью самого автора. Именно поэтому нельзя рассматривать это произведение в отрыве от драматичных фактов биографии Николая Михайловича.
Будущий поэт родился в Емце Архангельской области в 1936 году. Когда мальчику исполнился год, семья перебралась в Няндому, где его отец занимал начальственную должность в местном горпо. За несколько месяцев до начала войны мужчина получил новое назначение в Вологодский горком партии. Рубцовы покинули Няндому и переехали в Вологду. А в июне, всего через полгода после переезда, началась война. Отец ушел на фронт. Мать осталась одна с тремя детьми: Николаем, его братом и сестрой. Увы, судьба не была милостива к этой семье. Практически сразу до Рубцовых дошла страшная весть о ранении и смерти Михаила Андриановича. А уже летом 1942 года мать и сестра Николая тяжело заболели и одна за другой скончались. Отныне будущий поэт и его брат остались сиротами, которых определили в Красовский детский дом. Но там они пробыли недолго. Уже в 1943 году их перевели в приют, располагавшийся в селе Никольском Тотемского района, где Рубцов прожил до окончания семи классов, вплоть до 1950 года. Лишь пять лет спустя он узнал, что его отец не умер от полученного ранения. Ему удалось восстановиться и в 1944 году вернуться в Вологду. К сожалению, все документы были утеряны, и мужчина не смог найти своих уцелевших детей. Тогда он женился во второй раз и создал новую семью.
Естественно, драмы детства не могли не оставить след на личности Рубцова. Боль, которую он испытал в раннем возрасте, привела к тому, что он очень рано раскрыл в себе творческий дар. Через стихи маленький Коля пытался примириться с окружающей действительностью. Его первый поэтический опыт датируется летом 1942 года. Тогда Николаю было шесть лет. То есть это произошло через несколько недель после того, как он потерял родителей.
Юность Рубцову досталась ненамного легче, чем детство. Он пытался учиться в лесотехническом техникуме, но через два года бросил. Поступил на маркшейдерское отделение в горно-химический техникум, но не сдал сессию и вылетел. Он выполнял тяжелую работу, в частности был кочегаром. Срочную службу Николай Михайлович проходил дальномерщиком на эсминце Северного флота. Получив дембель, обосновался в Ленинграде.
В 1957 году в печати появилось первое стихотворение Николая Рубцова. Оно вышло на страницах газеты «На страже Заполярья». С этого момента поэт все больше времени уделял творчеству, познакомился с видными писателями своего времени и в 1962 году при поддержке Бориса Тайгина издал первый машинописный сборник, который носил название «Волны и скалы». Примерно в то же время возникла мысль получить профильное образование. Рубцов поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и переехал в Москву. Увы, ему снова не повезло. Через два года его выгнали из вуза, что, впрочем, не отбило желания у поэта совершенствоваться и публиковаться. Собственно, именно с этого момента его творческая карьера началась по-настоящему.
В том же 1964 году, сразу после отчисления, ставшего для Николая Михайловича очередным испытанием на прочность, он написал «Звезду полей». В ней превозносится природа северного края, которую поэт очень любил. Описывается время, когда день сменяется ночью и над полем появляется она — та самая звезда, что некогда помогла лирическому герою справиться с трудностями, пережить все невзгоды. Память о былых несчастьях и их преодолении сквозит между строк. Но читатель не застревает на этой печальной ноте. Ввысь уносится мысль Николая Михайловича, уводя за собой человека, читающего его слова. Он растворяется в прекрасной бесконечности момента единения с миром.
Через образы поля и звезды поэт роднит небо и землю, человека и все сущее. Подобный подход можно увидеть у другого «крестьянского» поэта Сергея Есенина, который, правда, протягивая ниточку между обыденным и возвышенным, всегда выбирал некоего посредника: воды озера, отражающие небо, дерево, устремленное к нему вершиной и приковывающее взгляд. Рубцов же не нуждался в посредниках и верил, что люди сами могут постичь тайны звезд, к которым издревле обращаются с просьбами.