От Вергилия до Роулинг, или Помесь грифа с конем
Признайтесь, когда вы читали романы о Гарри Поттере, то думали, что большинство фантастических «тварей» Джоан Роулинг просто выдумала. Одной из таких выдумок многие называют гиппогрифа. По сюжету третьей части ученики Гриффиндора и Слизерина на уроке Хагрида отправились в лес, где тот показал им чудо из чудес — зверя, который непосвященному читателю или зрителю фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» кажется помесью орла, наделенного положенными ему по статусу клювом, крыльями и перьями, с конем. Более чем невероятное сочетание! Такое могли нафантазировать только современники под воздействием впечатлений от компьютерной графики. Или нет?
Оказывается, нет. Когда-то очень давно Вергилий, небезызвестный любому образованному человеку, хотел обозначить каким-то образом невозможность. Тогда он заговорил о скрещивании грифа и коня. Гриф, согласно мифологии, являет собой помесь орла (спереди) и льва (сзади). Но главная фишка в том, что он больше всего на свете ненавидит... лошадей. От вергилиевской шутки пошла фраза «скрещивать грифов с лошадьми», что значило «этому не бывать по определению».
Но то, что когда-то было синонимом абсолютной нереальности, стало реальностью в начале шестнадцатого века. Конечно, реальностью условной, потому что существо, придуманное с легкой руки Лудовико Ариосто, настоящим не было. Именно этот итальянский поэт и драматург из Ренессанса изобрел гиппогрифа таким, каким мы видели его в поттериане. Разгулявшаяся фантазия Ариосто нарисовала помесь грифа и лошади. Герой тут же обрел плоть и перекочевал в литературу, что помогло его увековечить. Дебютировал предок друга Гарри Поттера в «Неистовом Роланде». Первая версия этой поэмы вышла в 1516 году. То есть гиппогрифа изобрели задолго до Роулинг, но образ не возник естественным путем в процессе поиска каким-то народом ответов на космологические вопросы, а был создан искусственно писателем, ищущим свежих идей, и поселен в художественную книгу. Таких монстров причисляют ко второму поколению выдумок. Не все приживаются. Но у гиппогрифа оказался неплохой потенциал. Пьетро Миккели даже заявил, что гиппогриф совершеннее Пегаса! А ведь тот крылатый конь из древних мифов пробовал долететь до солнца и теоретически даже мог бы преуспеть!
Впоследствии гиппогрифы встречались в литературе, хоть и нечасто. Например, они выполняли роль машины времени в произведении Александра Вельтмана «Предки Калимероса», опубликованном в 1836 году. А еще гиппогрифы были в сериалах, компьютерных играх и мультфильмах. Но тут уже не исключено влияние Роулинг, которая популяризовала малоизвестного публике монстра.