Первое впечатление нельзя создать дважды. Слышали о таком? Для писателя очень важно, с какой книги он начинает свою карьеру. Если его дебютный роман сумеет покорить мир, это огромная, но, увы, редкая удача. Марк Леви в 2001 году сделал буквально невозможное. Он не просто покорил — он взорвал планету своей историей «А если это правда?». Уже спустя четыре года ее экранизировали, причем в Голливуде. А главные роли исполнили не какие-нибудь захудалые и никому не известные актеры, а Риз Уизерспун и Марк Руффало. С тех пор в России книгу стали называть так же, как фильм, — «Между небом и землей».
Современный поклонник мистики и легкого фэнтези видел уже все. Удивить его можно не пытаться, разве что растрогать или ошеломить. Но Леви писал для менее искушенной, а значит, более впечатлительной и благодарной аудитории, оттого его история про девушку, лежащую в коме, пока ее дух заводит роман с парнем из плоти и крови, произвела такой эффект. Впрочем, растрогать свою аудиторию писатель тоже смог. Если кому-то удастся дочитать до конца и ни разу не заплакать, можно смело утверждать, что сердце у этого человека сделано из камня. Кстати, в фильме, где фэнтезийность соседствует с мелодраматизмом и легкой комедийностью, проникновенность оригинала не передана, по крайней мере, не до конца. Слишком уж яркие краски и четкие очертания, в то время как атмосфера книги переносит как бы на грань сна и яви. Там события развиваются в дымке раннего утра, в сумраке вечера, в тенях, сгущающихся по ночам. Поэтому киношное красное платье Риз Уизерспун — это как бы вызов самой сути произведения, равно как и его сочетание с классическим блондом.
Итак, самоотверженная женщина-доктор, у которой нет ни капли времени на себя, как-то утром, по обыкновению торопясь, попала в аварию. Спустя несколько месяцев ее квартиру снял успешный мужчина, который совершенно не ожидал встретить в гостиной бывшую жилицу. Кроме него, девушку никто не видит. Ведь она в действительности не тут, а там, где и в норме проводила большую часть суток, — в больнице, только теперь в качестве пациента. И ее хотят отключить от аппаратов жизнеобеспечения. И только этот человек, который и сам до конца не верит в реальность происходящего, может предотвратить беду. Для этого ему придется превратиться в форменного безумца и даже совершить преступление.
Экшена по-американски нет, есть тонкий французский драматизм, легкая ирония и глубокая философия с рассуждениями о жизни, смерти и их сочетании. Очень красиво автором переданы эмоции. Ни грамма пошлости, хотя двусмысленность есть всегда, ибо сама ситуация такова. Важный момент — психологизм. Его количество зашкаливает. Финал не такой, как ожидалось. Но, опять же, тут все не на голливудский манер, а куда сложнее. Европейские писатели любят, чтобы было сложно, неочевидно и с многоточием. Вот тут именно так. И это добавляет ощущений читателю.