В 2015 году, можно сказать, в другой реальности, на экраны вышел фильм Ридли Скотта «Марсианин». Главную роль в нем исполнил Мэтт Деймон. Новинка была кассовой. Ее много, долго и охотно обсуждали.
И правда, это было что-то новенькое. Недалекое будущее, но космическая эра уже началась. Экспедиции одна за другой отправляются на Марс, проводят там примерно месяц и трогаются в обратный путь с багажными отсеками, полными образцов грунта, камней и прочих местных артефактов. Во время очередной миссии происходит несчастный случай, в результате которого один из членов экипажа признается мертвым и остается на чужой планете. Ему надо продержаться до следующей экспедиции в условиях смертоносной атмосферы Марса, когда его запасы еды остро ограничены, а оборудование норовит в любой момент выйти из строя. По сути, театр одного актера, что могло бы стать довольно скучным. Но почему-то сонливость не одолевает. Вероятно, дело в таланте автора, который написал оригинальное литературное произведение «Марсианин». Его имя — Энди Вейер.
Человеку, плохо учившемуся в школе по техническим дисциплинам, читать будет трудно. Очень много научных деталей, физических и химических выкладок. Уследить за всем невозможно. Наступает буквально взрыв мозга. Тот, кто не любит ботанику и считает себя законченным урбанистом, выросшим в рафинированной цивилизации и не представляющим существования вне ее, будет шокирован. Биологические детали марсианского приключения... ошеломляют и вызывают спорные чувства. Возможно, гуманитарий, стремящийся к эстетическим наслаждениям, бросил бы знакомство с историей, если бы она начиналась и заканчивалась на Марсе. Но она намного шире. Это не только робинзонада Марка Уотни. Это ода человечности.
Параллельно с приключениями главного героя автор рассказывает о том, что творится на Земле. А там все континенты чуть ли не впервые в истории объединились в едином порыве, бесполезном с точки зрения логики и абсолютно нерациональном с позиции капитализма. Надо спасти Уотни! Сколько бы миллиардов это ни стоило. Работая круглосуточно, рискуя и проигрывая, огромное множество персонажей, чьи имена от переизбытка даже запомнить трудно, пытаются изобрести велосипед и извлечь затерявшегося в космосе туриста, чтобы вернуть на грешную Землю. Такая чехарда не случайна. Она показывает масштаб всеобщего стремления к цели. Естественно, максимум драматизма в поведении команды Марка, испытывающей вину и готовой рисковать не только репутацией и деньгами, но и жизнью.
Кажется, что суть приключения, созданного Вейером, в самом приключении. Но в самом финале писатель, будто автор сказки, выводит главную мысль. Прямым текстом. Без обиняков и экивоков. Она о том, что предназначение человека — помогать другим. И вот оно — доказательство. Сложно судить, пока никакой Уотни не застрял на Марсе, но так хочется верить в пафосное заключение романа, что едва ли многие устоят от этого искушения.