Почему-то в современном мире принято относиться к детям как к созданиям изнеженным, способным пораниться о любое неосторожное слово, неготовым к реальной жизни без постоянной опеки взрослого. И это состояние длится даже не до школы или ее конца, а лет до тридцати. С младенчества мальчишки и девчонки находятся в коконе, который создают вокруг них гиперопекающие родители. И, пожалуй, единственный способ для них узнать хоть что-то о мире за пределами оградительного барьера — это читать книги. Причем не столько новые, рафинированные, где герои и сами толком не понимают, на каком свете находятся, а классические, еще лучше — канонические народные сказки. Такие произведения создавались в эпоху, когда никому и в голову не приходило трястись над малышами, будто те фарфоровые. Все четко осознавали, что перед ними открывается непростая дорога. Предупрежден — значит вооружен. А кто же безоружным выходит со двора навстречу будущему?
«Заячья избушка», которая издревле существовала на Руси в нескольких вариациях, позже была записана в прозе и стихах, превращена в пьесу, — это пример того, как в прошлом взрослые говорили с детьми. Да, через аллегории и анималистические образы, но правдиво, откровенно, без жеманства и сюсюканья. История рассказывает о зайце, на избушку которого покусилась лиса. Помог справиться с рыжей бестией задиристый петух.
Получается, лиса — олицетворение зла в этой истории. Она не способна ничего создавать, но готова унижать слабых, отбирать чужое, запугивать, одним словом, эта героиня является и абьюзером, и социальным паразитом. Заяц, очевидно, герой положительный. Он воплощает в себе жертвенность, всепрощение, покладистость, умение терпеть и смиряться, то есть библейские ценности. Петух, казалось бы, тоже хороший, но совсем на иной манер. Он жесткий, почти жестокий, бескомпромиссный, сильный, бесстрашный и борется за справедливость. В раннем русском фольклоре жестокость и справедливость, ныне понятия едва ли совместимые, часто были синонимами. Так и в этой сказке.
Что своим примером показывают герои, если их ситуацию переложить на человеческое общество? Исследователи полагают, что заяц — слабый и наивный ребенок, который впервые сталкивается с неприятной ситуацией и не знает, как себя вести. Петух — взрослый. Он источник просвещения, показательный пример того, как важно отстаивать свои права, бороться, не уступать. Кто такая лиса? Любой лодырь и бездарь, пытающийся нажиться за чужой счет. И, конечно, таких лис по сей день и в городах, и в селах водится немало.
Родители могут оставить понимание сказки на усмотрение ребенка или попытаться простыми словами и без аллегорий объяснить, что тут к чему. Конечно, надо сразу донести до сознания крохи, что излишняя прямолинейность восприятия истории до добра не доведет. Легендарное петушиное «как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам» ничем не лучше лисьей манеры запугивания и шантажа. Но отстаивать свои интересы надо уметь. Нельзя позволять другим превращать себя в того самого зайца, что при встрече с проблемой лишь бессильно плачет на пенечке.