Известно, что все писатели — народ эмоциональный и ранимый. Они остро реагируют на события, которые происходят с ними и вокруг них. Но особенно болезненна для любого автора негативная критика в адрес его творчества, которое он создавал с любовью, выворачивая наизнанку душу. Естественно, среди литераторов есть и те, кто смотрит на жизнь и ее невзгоды проще, и те, для кого каждая неудача — сокрушительный удар.
Николай Гоголь, имя которого стоит вверху списка величайших классиков отечественной литературы, принадлежал к числу людей, постоянно сомневающихся, колеблющихся и очень чутких. Он всегда стремился к совершенству и отчаивался, когда что-то не получалось. Так, в 1827 году, в возрасте всего восемнадцати лет, он, учась в Нежинской гимназии, написал повесть «Ганц Кюхельгартен», опубликовал, услышал разгромные отзывы, выкупил весь тираж и... сжег. Говорят, второй том своих «Мертвых душ» он тоже предал огню. Но последнее — неточно.
Спустя два года после первого провала с «Ганцем...» писатель оказался в бедственном финансовом положении. Он все еще боялся представлять свои работы на суд читателей, но задумался о том, чтобы писать короткие истории. Это позволило бы ему выручить хоть какие-то деньги. Именно тогда начали рождаться произведения из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые впоследствии и сделали его знаменитым. Одной из первых в 1829 году была написана повесть «Майская ночь, или Утопленница». По крайней мере, именно этим годом датируется сохранившийся черновик.
Главная мысль произведения — каждому воздастся по заслугам. То есть, как и все истории, вышедшие из-под пера Николая Васильевича, повесть является поучительной и более чем показательной. Не мешает даже мистический антураж, который тут не на первом месте, зато жути добавляет.
В самом названии заключены противоречие и интрига. «Майская ночь» ассоциируется с теплом, красотой, романтикой. И правда, произведение, как и весь цикл, романтическое и красивое. Естественно, и время там описывается теплое, цветущее. Во второй части сельские реалии показаны особенно красочно, сочно. И в то же время в названии есть слово «утопленница». Это является прямым указанием на чью-то смерть, вызывает ощущение холода. Читатель внутренне содрогается, уже открывая первую страницу, и сразу же начинает ждать драматических событий. Но не все так быстро!
Сперва Гоголь рассказывает о том, как молодой парень весенней ночью бежит на свидание к своей зазнобе. Болтая с девушкой, герой рассказывает ей страшилку о заброшенном доме возле озера, вдовце, оставшемся с красавицей дочкой на руках, его новой жене-ведьме и приключившейся с семейством трагедии. Вот она и утопленница, которая, конечно же, после гибели не упокоилась с миром, а принялась мстить. Мурашки по коже! Мистическая часть гармонично вплетается в реалистичную, которая посвящена отношениям пары и одному более чем обыденному, но крайне неприятному эпизоду. Две ветки друг от друга не оторваны. Они соединены и по фактам, и по смыслу. Именно смысловая нагрузка имеет первостепенное значение.
В 1831 году Николай Гоголь, который едва успел пережить разочарование после «Ганца Кюхельгартена», все же отдает в печать свою новую книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь...» впервые встречается с читателем. История, окутанная тайной, интригующая, построенная на народных преданиях, суевериях и фольклоре, нравится читателю, впрочем, как и весь сборник. Гоголь становится знаменитым, но едва ли более уверенным в своих силах и талантах и точно не менее критичным по отношению к самому себе.